ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Борьба против лихорадки Эбола в самом разгаре

1 ноября 2014 года в Женеве начнутся новые клинические исследования вакцины от лихорадки Эбола. Несмотря на то, что медицинское сообщество ведет борьбу с этим вирусным заболеванием уже с 1976 года, ранее производители вакцин не проявляли к нему большого интереса. Это было связано с тем, что вспышки лихорадки Эбола раньше носили спорадический характер и не получали широкого распространения.

Энтони Фауси (Anthony Fauci), директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (the National Institute for Allergy and Infectious Diseases.), отмечает, что впервые о вирусе Эбола заговорили всерьез после терактов в 2001 году. Тогда врачи -инфекционисты по всему миру должны были быть готовы к применению биологического оружия.

Видеокомментарий профессора Таточенко

Нынешняя вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке является самой крупной в истории существования этого возбудителя. Уже с декабря 2014 года от этого заболевания скончалось 4,5 тысяч человек, а около 9 тысяч уже инфицированны. На сегодняшний день вакцины или лекарственные препараты, применение которых было бы одобрено FDA, отсутствуют, однако в силу высокой смертности и опасности распространения эпидемии некоторые пациенты уже получили экспериментальное лечение.

Согласно требованиям Всемирной организации здравоохранения в случае заражения врачи должны перелить кровь переболевшего человека инфицированному пациенту. В этом случае антитела выздоровевшего смогут нейтрализовать вирусные антигены. Эффективность этого метода подтверждает тот факт, что один из врачей миссионерской группы Samaritan's Purse Кент Брэнтли (Kent Brantly), заболевший лихорадкой Эбола, выздоровел после того как ему была перелита кровь мальчика из Либерии. Незадолго до заражения доктора Брэнтли, юноша смог перебороть инфекционное заболевание и выжить.

Питер Хотез (Peter Hotez), декан Национальной школы тропической медицины в Хьюстоне (the National School of Tropical Medicine in Houston), отметил, что несмотря на недостатки переливания крови, этот метод лечения может стать весьма перспективным, если удастся получить специфические антитела. В отличие от цельной крови, эти антитела можно вводить любому пациенту, не зависимо от его группы.

Однако наибольшее внимание сейчас сфокусировано на разработке вакцин, предотвращающих развитие геморрагической лихорадки Эбола. Наибольшим потенциалом обладают два типа вакцин. В состав первой входит рекомбинантный вирус везикулярного стоматита, в который внедрен ген вируса Эбола, а второй тип вакцины, разрабатываемый фармацевтическим гигантом GlaxoSmithKline, представлен аденовирусом шимпанзе. Клинические исследования этой вакцины начались в Национальном институте здравоохранения в Бетесде, штат Мэриленд (National Institutes of Health in Bethesda, Md.). Разработки препаратов продлятся от 6 месяцев до года, однако при получении первых же результатов, подтверждающих их антигенность и безопасность, вакцины будут отправлены в страны Западной Африки. Предположительно это случится в январе 2015 года.

Российские ученые также не отстают от своих иностранных коллег. По заявлению главы Минздрава РФ Вероники Скворцовой в течение ближайших месяцев ученые подготовят несколько вакцин для профилактики лихорадки Эбола в России. На стадии разработки находятся три иммунобиологических препарата. В состав одной из вакцин входит инактивированный штамм возбудителя, а две другие представлены генно-инженерными препаратами.

Также проводятся исследования в области применения моноклональных антител, которые способны избирательно воздействовать на антигены возбудителя. По словам Вероники Скворцовой, определенные надежды российские инфекционисты возлагают на отечественный препарат Триазаверин, эффективный против 15 видов гриппа, а также некоторых тропических инфекций. Хорошие результаты Триазаверин показал в лечении лихорадки Марбург, возбудитель которой имеет сходное строение с вирусом лихорадки Эбола.

Недавно представители японской компании Fujifilm заявили, что они имеют 20 тысяч доз препарата фабипиривир (fabipiravir), применяемый при гриппе. Фабипиривир был назначен французской медсестре, зараженной вирусом Эбола в Африке при выполнении волонтерской миссии. Врачи смогли спасти девушку, однако пока трудно сказать, какой вклад в лечение внес фабипиривир.

Летальность геморрагической лихорадки Эбола составляет около 90 %, а на 2015 год врачи прогнозируют, что инфекция может выйти за пределы Западной Африки и приобрести глобальный характер. Именно поэтому создание эффективной вакцины станет переломным моментом в борьбе человечества с этим опасным заболеванием.

Источник: Liz Szabo: New Ebola vaccine study has begun in Maryland; Alexandra Sifferlin: U.S. Scrambles to Contain Ebola; Meghan McCorkell: University Of Maryland Plays Role In Ebola Vaccine Test In Africa

(0)