ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Мочевая кислота как фактор риска ССО

00:00

Оксана Михайловна Драпкина, профессор, доктор медицинских наук:

– Я надеюсь, что следующая лекция тоже вызовет у нас вопросы – мы с вами подискутируем.

Сегодня мне выпало говорить о мочевой кислоте. Если честно, готовясь к этой лекции, я вначале сама запуталась. Фактор риска, не фактор риска? Что с этим делать. Надо нам ее снижать – как снижать и так далее.

Может быть, несколько путано, но я постараюсь вам рассказать о том, что удалось мне добыть в ответ на все эти вопросы.

«И это все о ней…» – я перефразировала название знаменитого фильма. Я думаю, что доктора, которые смотрят нас, помнят этот знаменитый фильм – «И это все о нем». Играл Игорь Костолевский, в которого была влюблена практически половина женского населения страны.

Если говорить о мочевой кислоте, то еще Мясников в своей лекции говорил: «… представление о гипертонике наиболее часто ассоциируется с ожирелым гиперстеником, с возможным нарушением белкового обмена, с засорением крови продуктами метаморфоза – холестерином и мочевой кислотой».

Мое личное мнение, что это фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). С ним надо бороться. Попытаюсь доказать свою позицию.

Мочевая кислота – конечный продукт пуринового обмена. Мы видим, что для того чтобы она образовалась, необходима активность ксантин-оксидазы. Нужен ксантин. Мочевая кислота является конечным продуктом пуринового метаболизма. Это слабая органическая кислота, которая затем ионизируется в моно-натриевый урат.

Секретируется мочевая кислота почками. При почечной недостаточности у пациентов возможны признаки гиперурикемии.

Удаляется из организма с мочой. В меньшей степени – с фекалиями. Нам нужны нормы. Для женщин они несколько разные. Для взрослой женщины норма до 6 мг/дл. Для взрослых мужчин – до 6,8 мг/дл.

Причины очень легко подразделить на две большие части: повышенное образование мочевой кислоты и снижение выведения уратов.

Если говорить о повышенном образовании мочевой кислоты, то есть огромный спектр патологических состояний. Наследственные ферментные дефекты, псориаз, эритремия, опухоли, рабдомиолиз, ожирение. Очень неспецифический показатель, казалось бы.

Если говорить о ферментном дефекте, то те и те ферменты, которые участвуют в синтезе мочевой кислоты, могут подвергаться дефектным ферментам. Это гипоксантил-гуанин-фосфорибозил-трансфераза и аденин-фосфорибозил-трансфераза.

Если происходит либо частичная, либо полная потеря активности этих ферментов, то все это опосредуется в различные заболевания. Чаще всего это подагра. Это могут быть такие генетические синдромы, как синдром Леша-Нихена, синдром почечнокаменной болезни и так далее.

03:32

Ураты выводятся плохо. Чаще всего в этом повинны почки. Они демонстрируют проявления почечной недостаточности, диабета, ацидоза, саркоидоза. Или, например, применение различных препаратов. Но мы прекрасно знаем, что применение диуретиков в больших дозах, бесконтрольно (а иногда и не в очень больших дозах) тоже приводят к повышению уровня мочевой кислоты.

(Демонстрация слайда).

Вот эти портреты. Часто подагра – это болезнь богатых. Мы знаем очень много персонажей (авторы которых любили исторические детективы). Например, А. Дюма красочно описывал Мазарини, который страдал подагрой, и так далее.

Боль в суставе первого пальца. Сустав красный. Он крайне болезненный. Болезнь настолько, что образно показывают, что как будто что-то разрывает. Рак сидит на этой области. Картинка вверху доказывает правильность моего утверждения, что это болезнь богатых.

Подагрические тофусы. Где их надо искать. На ушах, на пальцах. Я думаю, что с такими картинками вы тоже встречались, уважаемые коллеги. Если этот тофус вскрывается, то это совсем беда. Здесь нам могут помочь и обязательно нужны еще и хирурги.

Но сегодня мы говорим о мочевой кислоте как о возможном факторе влияния на сердечно-сосудистый риск (ССР). Что это может обусловливать. Какие состояния для нас важны, чтобы сделать какую-то взаимосвязь между наличием мочевой кислоты и ее уровнем и ССР.

Увеличение мочевой кислоты приводит к увеличению адгезии и агрегации тромбоцитов. Изменяется функция эндотелия у этих пациентов. Замедляется окислительный метаболизм. Нарушается реологическое свойство крови. Разве этого не достаточно, чтобы повысить ССР.

Казалось бы, достаточно. Но давайте обратимся к медицине, основанной на доказательствах. Мы сейчас не можем делать ни одной лекции без этих слов. Я отношусь к этому по-своему. Тем не менее, принимая все эти правила, рассказываю о том, что сделано в этой сфере с позиции доказательной медицины в плане того, является ли мочевая кислота фактором риска ССЗ.

06:34

Более 50-ти лет об этом говорят. Очень много исследований. Первое исследование "The Chicago Heart Association on Detection Project in Industry The Chicago People' s Gas Company Study" доказало, что уровень мочевой кислоты в крови является независимым фактором риска ССЗ. Но только у женщин. У мужчин такой зависимости не было.

Выполненные затем исследования тоже демонстрировали, что четкая связь между мочевой кислотой и ССЗ отмечалась именно у женщин. Очень известное исследование "NHANES", в котором оценивалась и поддержка нутриционная, доказало, что гиперурикемия независимо и значимо ассоциирована с риском смерти от ССЗ.

Данное исследование также показало, что гиперурикемия ассоциирована с развитием ИБС у пациентов, не употребляющих алкоголь и не ассоциирована с развитием ИБС у пациентов, употребляющих алкоголь в малых и умеренных количествах.

Я безумно счастлива. Ко мне присоединился профессор Агеев Таиль Фаипович. Мы долго не виделись. Еще я счастлива потому, что он присоединился именно на этом слайде. Я практически не даю ему возможности прочитать слайд. Но обращаюсь с вопросом.

Гиперурикемия ассоциирована с развитием ИБС у пациентов, не употребляющих алкоголь. При этом гиперурикемия не ассоциирована с развитием ИБС у пациентов, употребляющих алкоголь. Значит ли это, что алкоголь просто сам по себе является фактором риска, поэтому гиперурикемия размылась в этом. Как вы считаете?

Таиль Фаипович Агеев, профессор, доктор медицинских наук:

– Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемая и любимая Оксана Михайловна. Чувствую себя в студии. Пришел – подключился к диалогу.

(Демонстрация слайда).

Проблема крайне важна. Но вы там не упомянули важный момент. На слайде есть маленькая, но крайне важная приписка: «Гиперурикемия при употреблении алкоголя в малых и умеренных количествах». Может быть, разгадка этой тайны связана с количеством этого алкоголя. Может быть, малое и умеренное количество…

Во всяком случае, принято считать, что малые дозы алкоголя даже что-то улучшают. Как это не страшно произносить.

Оксана Драпкина: Нас сегодня смотрят профессионалы, поэтому можно сказать.

Таиль Агеев: Это утверждение можно ассоциировать именно с этой припиской, которая является ключевой. Малое и умеренное количество, вероятно, оказывает какое-то защищающее влияние, в том числе и на обмен мочевой кислоты. Но это мое предположение.

09:54

Оксана Драпкина: Мои тоже предположения. Нам бы очень хотелось узнать у уважаемой аудитории. (Обращаясь к зрителям). Дорогие друзья, вы что думаете по этому поводу. Еще раз взгляните на слайд и напишите, какие мысли у вас есть по этому вопросу.

Следующее исследование. Я не буду их все перечислять. Попыталась сделать побольше противоречивых слайдов.

Это исследование рассказывает, что гиперурикемия является предиктором смертности от ССЗ уже у мужчин. Первые исследования доказывали наличие четкой связи с гиперурикемией у женщин, но не у мужчин. Дальнейшее исследование доказывает, что эта связь прослеживается в обоих полах. Конечно, она более слабая у мужчин.

Более близкое нам исследование "SHEP", в которое включались пожилые пациенты (значит, коморбидные) тоже доказало, что гиперурикемия является независимым предиктором сердечно-сосудистых событий у пожилых пациентов с изолированной ситолической артериальной гипертензией.

Исследование, результатам которого, как рассказывают некоторые очевидцы (что слышала – то передаю), аплодировали какое-то определенное время.

Исследование "LIFE", где тестировалась гипотеза о том, какие препараты, старые или новые (на тот момент новыми были сартаны) лучше в плане влияния на прогнозы ССО. Там боролись «Атенолол» ("Atenolol") и «Лозартан» ("Losartan"). Оно тоже доказало, что существует связь между гипреурикемией и ССО у женщин с АГ.

В этом же исследовании было продемонстрировано, что «Лозартан» способен снижать содержание мочевой кислоты. Сразу возникает вопрос. Один ли «Лозаратан» как представитель АТ-рецепторов…

Это класс-эффект или это уникальное свойство этой молекулы. Я тоже попыталась в этом разобраться. Анализ литературы диктует необходимость сделать мне такой вывод. Мое мнение сейчас склоняется в пользу того, что риск осложнений ССЗ у больных, например, с АГ и вообще с сердечно-сосудистой патологией зависит от концентрации мочевой кислоты.

12:33

В подтверждение этого хочу привести работу. Она не новая, 2000-го года. Но она хорошо структурирована. В зависимости от квартили концентрации мочевой кислоты изменяется стандартизированный по возрасту риск ССЗ в течение четырех лет, как у мужчин, так и у женщин.

Совсем свежие данные. Уверена, что вы слышали об этом интересном исследовании «Случай-контроль». Связь между применением антигипертензивных препаратов и риском развития подагры у больных с АГ.

Что нам это исследование дало. Очень кратко его охарактеризую. Это исследование 24-х тысяч пациентов с впервые установленным диагнозом подагры. Здоровые лица составили группу контроля, поэтому исследование «Случай-контроль». Они были в сетевой базе данных здравоохранения соединенного королевства.

Было много моментов, которые можно было обсудить. Сегодня предметом интереса является связь между приемом антигипертензивных препаратов и риском развития подагры. Что получилось у этих исследователей. На снижение уровня мочевой кислоты оказывают влияние только два класса препаратов. Это кальциевые блокаторы и «Лозартан». Не просто блокаторы АТ-рецепторов, а уникальная молекула «Лозартана».

Снижение в группе «Лозартана» более выражено. Про «Лозартан» я не сильно удивилась. Это было доказано после "LIFE". А про кальциевые блокаторы – меня это заставило посмотреть на очень неоднородную группу этих кальциевых блокаторов.

Остановлюсь на «Лозартане». Действительно урикозурический эффект известен. Он нами любим и используется. Этой молекуле свойственны противовоспалительные и антиагрегантные действия.

Я буду очень осторожна. Моделирующее небольшое антиатеросклеротическое действие. Улучшение когнитивной функции. Позитивное влияние на эректильную функцию.

15:12

Вернусь к исследованию "LIFE". Там было продемонстрировано не только то, что есть у этой молекулы антиурекимические свойства. Мы видим репрезентативное число пациентов – 9193.

Возрастная группа нашего любимого возраста пациентов, которые находятся на стационарном лечении. Наблюдение должно было быть 5 лет, срок наблюдения составил 4,8 лет. Исследование было завершено досрочно в связи с тем, что были получены неоспоримые доказательства хорошего эффекта «Лозартана».

Конечной точкой была сердечно-сосудистая смертность и фатальный и нефатальный ИМ. Антигипертензивный эффект был одинаковый. Так часто во многих исследованиях бывает. Получается, что в "Ascot" было практически также. Не будем сейчас об этом много говорить.

Снижение ССЗ и смертности на 13%, инсульта – на 25%. Особенно хорошо инсульт снижался в группе пациентов с изолированной систолической АГ. Мне кажется, что это было в основном из-за того, что когда было подисследование этого большого исследования "LIFE", оказалось, что влияние «Лозаратана» на фибрилляцию предсердий было четко продемонстрировано.

За счет чего «Лозартан» мог снижать развитие фибрилляции предсердий. За счет ли влияния на гипертрофию миокарда и, соответственно, замедления ремоделирования. Или за счет антифибротических свойств. Или это идет параллельно друг другу. На сегодняшний день это не совсем понятно.

Если говорить о том, что стимулируются АТ 2-рецепторы, то в них входит некий антифибротический эффект и другие благоприятные эффекты. Фиброз у таких пациентов – это основа тахиаритмии. Дезорганизованные пучки «рукавов» миокарда левого предсердия, которые находятся в устье легочных вен, густо окутаны легочной тканью у пациентов, например, с фибрилляцией предсердий.

Таким образом, у пациентов с фибрилляцией предсердий, особенно у пациентов с сахарным диабетом, фибротическая ткань достаточно выражена. Это приводит к тому, что это сердце предуготовано, в основном, к суправентрикулярным нарушениям ритма. Самое частое из них – фибрилляция предсердий.

Мы клинически видели влияние «Лозартана». Но в эксперименте показано, что «Лозартан» влияет именно на фиброз. Его влияние на фиброз чуть больше, чем у горячо любимого «Амлодипина».

18:28

То же самое было продемонстрировано на другом сартане – «Валсартане» ("Valsartan"). Исследование, которое было опубликовано в 2008-м году. Применение «Валсартана» приводило к уменьшению синтеза коллагена первого типа, а также уровня альдостерона у больных с гипертрофической кардиомиопатией.

На мой взгляд, это очень перспективное еще одно направление, которое позволит показать новые свойства сартанов. У сартанов антифибротический эффект неплохо выявлен.

Заканчивая выступление, хочу сказать, как можно еще доказать, что мочевая кислота влияет на риск ССЗ. Готовясь к сегодняшней юбилейной интернет-сессии, я встретилась с этой работой. Работа по оценке эффективности высоких доз пуринола у пациентов с ИБС, с хронической стабильной стенокардией.

Что в этой работе получилось. Мне показалась она очень интересной. Она небольшая. 65 больных со стенокардией с положительной нагрузочной пробой. Эти больные разделяются на две группы: плацебо и аллопуринол. Перекрест, из-за которого мы на исследование полагаемся.

Те, кто получал аллопуринол, потом получали плацебо, и наоборот. Оказалось, что те, кто принимали аллопуринол, снижали уровень мочевой кислоты, лучше переносили стенокардию. У них была меньше депрессия сегмента ST и меньше приступов стенокардии.

Уважаемые коллеги. Мой ответ – да. Состояние чревоугодия, веселья, которое, с одной стороны, и продлевает жизнь, потому что стресса меньше. Но, с другой стороны, приводит к росту факторов риска развития неинфекционных заболеваний, которым служит повышение уровня мочевой кислоты. Это повод об этом задуматься и изучать возможности влияния на этот маркер.

Спасибо за внимание.

(0)