ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Роль тучных клеток в развитии заболеваний пищевода, спровоцированных стрессом

На сегодняшний день известно, что переживаемый больным хронический психический стресс способствует повышению проницаемости слизистой пищевода вследствие уменьшения плотности контактов между клетками эпителия. Выяснено, что данный процесс протекает при активном участии тучных клеток (1), однако механизм этого процесса представляется не до конца ясным. Тучные клетки, или мастоциты, происходят из соединительной ткани человека. Функции тучных клеток многочисленны, к ним относится продукция биологически активных веществ (гепарин, гистамин, серотонин и др.), предполагается участие тучных клеток в процессах воспаления, свертывания крови. Триптаза – фермент, содержащийся в гранулах тучных клеток, высвобождающийся при их дегрануляции и являющийся маркером их активности, так как его концентрация сохраняется в повышенным в течение суток после дегрануляции. Протеаз-активируемый рецептор 2 (Protease-activated receptor 2, или PAR2) также производится мастоцитами, играет важную роль в регулировании воспалительных процессов и протеолизе.

Цели и методы

Целью исследования в одном из университетов Пекина являлось детальное изучение вовлеченности мастоцитов в процессы взаимодействия с эпителием пищевода, установление их роли в этом процессе. Исследование проводилось на животных, в частности, на двух разновидностях крыс. Первая, одна из самых распространенных, бурая норвежская крыса, является широко распространенным видом, в том числе живущим в дикой природе. Вторая разновидность представляла собой генетически модифицированных крыс с дефицитом продукции тучных клеток. Оба вида крыс в процессе исследования подвергнуты хроническому стрессу. На восьмой день животные были умерщвлены, у них были получены образцы крови и тканей. Состояние стресса подтверждалось снижением веса и наличием гормонов стресса в крови (кортикотропин-высвобождающий гормон). Размеры эпителиальных межклеточных промежутков измерялись с помощью электронного микроскопа. Количество белков плотных контактов также было определено для оценки нарушения функции эпителиального барьера после стресса. Подсчет тучных клеток в ткани производился после окраски образцов специальным красителем альциановым синим, также производилась оценка их активности. В частности, с помощью белкового иммуноблоттинга определялись такие показатели активности, как триптаза и PAR2.

Результаты

Выявлено, что хронический стресс приводит к существенному изменению многих параметров. В течение 7 дней исследования отмечалось постепенное снижение массы тела у обоих видов крыс. Уровень кортикотропин-высвобождающего гормона был повышен на 45% у бурых норвежских крыс и на 25% у генетически измененных крыс с дефицитом тучных клеток. У бурых норвежских крыс также выявлялось увеличение расстояния между эпителиоцитами примерно на 50% и существенное снижение количества белков плотных контактов, в то время как у крыс с дефицитом тучных клеток таких изменений не отмечалось. Также у бурых норвежских крыс определялась гиперплазия тучных клеток в 30% случаев и выраженная их активация в сравнении с крысами другого вида (38.3% vs. 16.7%), что подтверждалось электронной световой микроскопией. Уровни триптазы и PAR2 увеличивались соответственно росту гиперплазии мастоцитов.

Заключение

Хронический стресс может провоцировать развитие дисфункции эпителиального барьера, при активном участии тучных клеток. Для этого процесса характерно увеличение эпителиальных межклеточных промежутков и уменьшение количества белков плотных контактов. Исследование доказало, что тучные клетки участвуют в регуляции проницаемости эпителиального барьера с помощью выделяемых ими триптазы и PAR2. Высвобождение этих биологически активных веществ ведет к изменению плотности межклеточных контактов, повышению проницаемости слизистой пищевода. Представленные данные могут иметь значение для развития новых методов терапии гастроэзофагеальнорефлюксной болезни через воздействие на тучные клетки.

Источник: Involvment of mast cell tryptase and proteinase-activated receptor-2 in stressed indused epithelial barrier disfunction in esophagus. C.-J. Zhong et al. UEG journal, 2013. p. A71.

Литература:

  1. Johan D Söderholm et al. Stress‐related changes in oesophageal permeability: filling the gaps of GORD? Gut. 2007
(0)