ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

Какая терапия эффективна у детей и взрослых с симптомами простуды?
ПУБЛИКАЦИИ

Какая терапия эффективна у детей и взрослых с симптомами простуды?

Актуальность 

Простуда в большинстве случаев обусловлена вирусной инфекцией и в течение нескольких дней-недели симптомы проходят самостоятельно. Однако снижение качества жизни, влияние на рабочий процесс и обучение заставляют нас покупать средства от простуды, эффективность и безопасность которых не всегда доказана. 

Большая часть безрецептурных препаратов для лечения простуди направлены на облегчение назальных симптомов, таких как скопление назального секрета, ринорея и чихание. Попробуем разобраться какие же препараты для лечения простуды имеют доказательную базу. 

Методы

Исследователи из Австралии провели анализ имеющихся данных с включением Кохрейновских обзоров по эффективности и безопасности препаратов, применяемых для лечения простуды у детей и взрослых. 

Рекомендации для взрослых: 

  • При ринореи и чихании, связанными с простудной, можно использовать назальные сосудосуживающие средств (деконгестанты) на протяжении 3-7 дней
  • Не забывайте, что частыми нежелательными явлениями назальных спреев служат сонливость, инсомния и головная боль
  • Не следует применять деконгестанты более 7 дней, это может привести к хроническому назальному застою, трудно поддающегося лечению
  • Другие препараты (в том числе, антибиотики, противовирусные препараты, ипратропия бромид) не показали свою эффективность в клинических исследованиях или вовсе не проходили клиническую апробацию. 

Рекомендации для детей младше 12 лет

  • Солевые носовые орошения или капли безопасны для детей, но могут не иметь никакого эффекта
  • Не используйте деконгестанты у детей
  • Мазь для растирания может облегчить симптомы застоя, но нередко вызывает кожную сыпь
  • Такие средства терапии как паровые ингаляции, увлажнение воздуха, эхинацея и пробиотики оказались неэффективны в клинических исследованиях или не были изучены у детей. 

Источник: Mieke L van Driel, Sophie Scheire, Laura Deckx, et al. BMJ 2018;363:k3786.

(0)