ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Ответы на вопросы

Юлия Олеговна Шульпекова, доцент, кандидат медицинских наук:

– Вопрос 1. Что можно рекомендовать пациентам с запором при основном диагнозе «рак поджелудочной железы»? Я думаю, здесь следует избегать стимулирующих слабительных, а вполне как раз безопасны осмотические слабительные: «Форлакс», например, и «Лактулоза», а кроме того, пищевые волокна.

Вопрос 2. Отношение к препарату «Прукалоприд» в лечении синдрома раздраженного кишечника. Наше отношение, вот мое лично – очень хорошее. Его эффективность доказана при гипотоническом запоре, то есть когда стул редкий и не выглядит, как овечий кал, когда он достаточно мягкой консистенции – это наиболее подходящая ниша, вялая перистальтика, для назначения «Прукалоприда». В настоящее время по инструкции «Прукалоприд» должен назначаться женщинам, но с определенными оговорками можно обосновать его назначение и мужчинам при неэффективности других средств.

Вопрос 3. Можно ли назначать «Форлакс» пациентам старше 80 лет на фоне артериальной гипертонии? Да, препарат «Форлакс» как раз хорошо подходит для лечения пожилых людей, для избежания заворотов кишечника в результате запора, и при артериальной гипертонии он безопасен при соблюдении лечебных доз.

Вопрос 4. Что лучше при синдроме раздраженного кишечника: «Афобазол» или «Эглонил»? В данном случае лучше, конечно, посоветоваться с психиатром, поскольку эти препараты однотипные, противотревожные средства. Единственное, «Эглонил» – это все-таки нейролептик, он может повлиять на время реакции, на вождение автомобиля. А в принципе, препараты могут оказаться оба равноценно эффективными при тревожных расстройствах.

Спасибо.

Шептулин Аркадий Александрович, профессор, доктор медицинских наук:

– У меня тоже несколько вопросов.

  1. Насколько эффективно использовать при функциональной диспепсии комбинированное лечение: ингибиторы протонной помпы с другими препаратами – антациды, H2-блокаторы? Вы знаете, антациды и H2-блокаторы применялись широко при функциональной диспепсии. Антациды не подтвердили свое эффективности; H2-блокаторы (имеются данные мета-анализов) дают эффект, но они менее эффективны, чем ингибиторы протонной помпы. Поэтому из антисекреторных препаратов остались только ингибиторы протонной помпы.
  2. Как длительно применять ингибиторы протонной помпы в комбинации с прокинетиками при диспепсии? Вопрос непростой. На самом деле, ингибиторы протонной помпы можно очень длительно применять, годами, есть такие работы, и прокинетики, кстати говоря, тоже можно применять длительно. Известный американский специалист по нарушению моторики Маккалумм на протяжении двух лет давал очень высокие дозы «Домперидона» женщинам с идиопатическим гастропарезом (очень тяжелый контингент, с постоянной рвотой). Но все-таки мы исходим из того, что первоначальный курс комбинированной терапии должен быть около четырех недель, чтобы убедиться, вообще, эта схема работает или нет. А дальше больной переводится на режим терапии по требованию, это очень удобный режим, в зависимости от субъективного самочувствия.
  3. Имеются ли ограничения применения «Ганатона» в старшей возрастной группе? «Ганатон» или итоприда гидрохлорид – это комбинированный препарат: «Домперидон» + ингибитор ацетилхолинэстеразы. Непосредственных ограничений применения «Ганатона» у пожилых больных нет, но надо иметь в виду (об этом стали в последнее время писать), что потенциально все прокинетики могут влиять на интервал QT, а это нежелательное явление, его удлинение. Поэтому и в отношении «Домперидона» тоже в настоящее время действует такая оговорка: если у больного (в данном случае, пожилого возраста) есть какие-то нарушения функции проводимости, то применять с осторожностью, обращать внимание на то, не меняется ли интервал QT.
  4. Ваше отношение к препарату «Пепсан-Р». Никто из нас этого препарата не знает, я о нем не слышал, мы его не применяли. Может быть, это просто коммерческое название какого-то известного препарата – тогда можно будет сделать вывод. Пожалуйста.

Алексей Владимирович Кононов, профессор, доктор медицинских наук:

– Спасибо.

  1. Какое свойство «Де-Нола» реализует противоопухолевую активность? Я бы хотел подчеркнуть, что «Де-Нол» не относится к категории противоопухолевых препаратов, разумеется. Мы с вами говорили о профилактике, а профилактика таким образом происходит: «Де-Нол» способен связывать свободные радикалы, которые повреждают ДНК клетки: ДНК накапливает повреждение, и клетка превращается в опухолевую. Так вот «Де-Нол» снимает этот риск, абсолютно. И вторая ситуация. Мы с вами говорили, что атрофия слизистой оболочки является местом колонизации «пришлой» стволовой клетки, которая очень быстро мутирует в чуждом и неудобном для нее окружении. Так вот, стимулируя пролиферацию слизистой оболочки местно, мы можем таким образом препятствовать колонизации «пришлой» стволовой клетки и, таким образом, косвенно способствовать вторичной профилактике рака желудка.
  2. Влияют ли диетические рекомендации на профилактику онкологических заболеваний? Конечно, влияют, ничего тут не отменяется. Речь идет о конкретной ситуации in situ, когда у пациента атрофия выраженная, пангастрит, патологоанатом должен сказать, что риск рака желудка при всех прочих равных диетических рекомендациях у него в 6 раз выше, чем в популяции.
  3. Как долго принимать препараты висмута для профилактики рака? Если есть повышение активности, если есть активное воспаление слизистой оболочки желудка, нужно применять препарат висмута по мере того, как патологоанатом в своем заключении отмечает, при мониторинге. Вот здесь неактивный гастрит стал активным – показание для применения. 4-8 недель, как считают эксперты Российской гастроэнтерологической ассоциации (РГА).
  4. Как назначать пациентам с атрофическим гастритом, с предрасположенностью к раку желудка нестероидные противовоспалительные препараты? Как таким пациентам проводить профилактику желудочно-кишечных кровотечений? Хороший вопрос, но я думаю, что ответ находится за рамками моей компетенции. Я ведь все-таки патологоанатом, а это вопрос, скорее, к интернисту, клиницисту, я так полагаю.

Шептулин А.А.:

– Да, я могу добавить. Естественно, этот вопрос очень хорошо изучен. Вот сравнили разные способы, и, кстати говоря, некоторые препараты, синтетические аналоги простагландинов, называл и о них говорил (о «Мизопростоле») Алексей Владимирович. H2-блокаторы и ингибиторы протонной помпы. Все-таки наибольшей эффективностью в отношении профилактики поражения слизистой оболочки, связанной с приемом ацетилсалициловой кислоты и нестероидных противовоспалительных препаратов, облают ингибиторы протонной помпы. Я не буду на этом заострять внимание, но существуют рекомендации: как, каким больным назначать – это все имеется в литературе.

Я позволю себе ответить о препаратах висмута. Следует ли применять препараты висмута уже на начальной стадии лечения хеликобактера. Существуют препараты, схемы первой линии и второй линии. Традиционно мы всегда рассматривали квадротерапию с препаратами висмута как препараты второй линии. В настоящее время эта схема квадротерапии наряду со схемой классической тройной терапии может использоваться и как терапия первой линии.

Оксана Михайловна Драпкина, профессор, доктор медицинских наук:

– Спасибо большое, уважаемые эксперты. Спасибо большое, уважаемые коллеги, за интересный симпозиум.

(0)