ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Ответы на вопросы

Оксана Михайловна Драпкина, профессор, доктор медицинских наук:

– Уважаемые коллеги, у нас есть вопросы. Я коротко на них отвечу.

Какие симптомы при немой ишемии при сахарном диабете, могут свидетельствовать о приступах стенокардии у больного с ИБС? Вы знаете, никаких практически симптомов. Часто больные сахарным диабетом не проявляют или не демонстрируют никакой боли. Слабость и отдышка, я бы так сказала.

Приступ стенокардии, ГЭРБ, межреберная невралгия – три заболевания, характеризующиеся аналогично выраженным дискомфортом и болевым синдромом. На что стоит обратить внимание практикующему специалисту, если больной предъявляет жалобы в области сердца, и у него присутствуют все три заболевания? Я больше скажу. Более 80 заболеваний может проявлять себя болью в груди, но я бы так ответила коротко на этот вопрос. Вы знаете, стенокардия, ГЭРБ и межреберная невралгия, все три заболевания: от межреберной невралгии не умирают, от ГЭРБ тоже, от стенокардии умирают. Поэтому, если Вы сомневаетесь, считайте, что у вашего больного стенокардия и действуйте так, что у него стенокардия.

Галиуллин Дамир Винирович из Уфы, я уже отметила Ваши вопросы. Спасибо Вам большое, что Вы с нами: «Несмотря на отсутствие доказательной базы, возможно ли назначение бета-адреноблокаторов без острого инфаркта миокарда, при или после ОКС?» Конечно, возможно! Понимаете, отсутствие доказательной базы не значит, что это не эффективно. Но я могу сказать, что совсем недавно был опубликован один из мета-анализов, который наделал шума по поводу того, что бета-блокаторы вообще малоэффективны. Ну, и что из этого? Есть антиангинальный, совершенно четкий, эффект. Есть снижение частоты сердечного сокращения, удлинение диастолы. Поэтому возможно и нужно! Они есть в рекомендациях. Я показывала сейчас рекомендации по лечению пациентов со стенокардией.

Спасибо за лекции. Хотелось бы, чтобы в интернет-сессиях отражались бы вопросы нефрологии. Да, уважаемые коллеги, спасибо вам большое, что вы нам это пишете. Нефрология. Мы подумаем над этим вопросом.

Снова Дамир Винирович: «Ваше отношение к возможности применения изосорбида динитрата (Изокета) в педиатрии?» Да, вопрос на самом деле очень сложный. В рекомендациях написано, все-таки, что… Я сейчас не помню, с восемнадцати ли лет, но, конечно, не в педиатрии. Вы знаете, есть наследственные формы стенокардии, мы знаем что, например, инфаркт миокарда (не стенокардии, а наследственной формы атеросклероза, семейная гиперхолестеринемия) возникает у таких детей и в девять лет. Но, Вы знаете, я, наверное, не возьмусь сейчас ответить на этот вопрос, Дамир Винирович, по поводу педиатрии и Изокета. В понедельник Вы увидите меня на лекции, посвященной фиброзу, и я отвечу Вам на этот вопрос.

В клинической практике встречаются случаи, когда больному не представляется возможности назначить нитраты пролонгированного действия. Каков прогноз у таких больных, если назначать бета-адреноблокаторы в минимальной дозировке? Хороший прогноз, очень хороший. Считается, что нам надо достигнуть того уровня дозировок, рекомендуемых, титровать. Поясните тогда, когда встречаются случаи, когда больному не представляется возможности назначить нитраты? Что, голова болит? Или что? Гипотензия?

Дамир Винирович: «Ваше отношение к применению изосорбида динитрата инъекционно в педиатрии?» Сказала, что специально на этот вопрос отвечу.

Ирина Яковлевна Ушакова из Ростова-на-Дону: «Несмотря на успехи в лечении ИБС, продолжают умирать от сердечных приступов даже члены правительства Московской области. Может быть, стоит усовершенствовать скрининговые программы ранней диагностики ИБС, приблизив их к населению, например, в центрах фитнеса, спортзалах? Кто своевременно диагностирует, тот эффективно профилактирует». Да, совершенно верно, Ирина Яковлевна, это так. И сегодня профессор Бойцов, как раз, в общем-то, представил программу. Он сейчас является ведущим специалистом в области профилактики в России. Поэтому, я думаю, что, скоро мы будем свидетелями, и дай Бог, и участниками вот этой скрининговой программы.

Благодарим Вас, Оксана Михайловна, за интереснейшее общение. Спасибо Вам за знание и свет, за исправление ошибок, за труд, потраченный не зря. Вы вдохновляете. Спасибо Вам большое, уважаемые коллеги. Вот эти слова, естественно, вдохновляют меня. Даже двенадцать часов, проведенные в студии, не кажутся мне какими-то такими уж очень тяжелыми. Спасибо!

Татьяна Геннадьевна из Кирова: «Какова тактика быстрых метаболитов оксида азота?» Знаете, в принципе, тактика такая же. Это вот такое пилотное исследование, которым я сегодня поделилась. Тактика не меняется.

Махмудов Далер Шадиевич, Москва: «Уважаемая Оксана Михайловна! Наблюдается тенденция к необоснованной коронарографии, стентированию стабильных больных с ИБС без коррекции факторов риска и адекватной антиангинальной терапии». Абсолютно с Вами согласна, но вот именно для этого нужны наши образовательные семинары. Давайте в следующий раз обсудим, например, четкие показания коронарографии. Как только мы что-то действительно недотитровываем или нам лень дотитровывать, может быть, я немножко утрирую, но, тем не менее, – да. Посмотрите, исследование COURAGE. Если мы хорошо лечим, то мы в принципе, я не могу сказать, что мы заменяем скальпель, но любая операция есть операция. В принципе, стентирование – это, как минимум, год, двойная антитромбоцитарная терапия. Стентирование – это же ведь не проблема, все равно потом эти пациенты приходят к нам, и мы дальше их лечим, долечиваем, перелечиваем и так далее.

Татьяна Геннадьевна из Кирова: «Очень бы хотелось услышать лекции о новых направлениях и технологиях лечения никотиновой зависимости, ведь курение – ведущий фактор эндотелиальной дисфункции». Спасибо, Татьяна Геннадьевна. Примем на заметку.

Кокорин Виталий Вячеславович, Краснодар: «Уважаемая Оксана Михайловна, спасибо за Ваш доклад! Как всегда, слушаем Вас с интересом».

(0)