ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Проблема стресса и адаптации у детей.

Елена Александровна Полуэктова, врач, кандидат медицинских наук:

– Мы предоставляем слово Акарачковой Елене Сергеевне с докладом на тему «Проблемы стресса и адаптации у детей».

Елена Сергеевна Акарачкова, доктор медицинских наук:

– Добрый день, уважаемые коллеги! И сейчас от проблемы акушерско-гинекологической мы переходим к вопросам, которые являются вытекающими и следующими, это дети и подростки.

И сразу бы хотелось отметить, что проблема стресса в детском возрасте столь же актуальна, что и во взрослом, потому что дети – это наше будущее, будущее нашего общества. И правильное преодоление стрессов, правильная адаптация закладывается, безусловно, в детском и подростковом возрасте в семье и так далее. Все мы это с вами сегодня обсудим. И, безусловно, есть определение понятия стресса, оно было дано известным ученым Гансом Селье, и на слайде оно представлено. Очень важно, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой человек сталкивается. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации.

В настоящее время физиологический ответ на стресс – это универсальная форма общего адаптационного синдрома, рассматривается как аллостерический процесс, то есть процесс, который регулируется механизмами обратной связи, и этот процесс модулирует активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью различных приспособительных реакций. И здесь очень важный момент: не только на системном уровне, но и на клеточном уровне, потому что именно на клеточном уровне начинаются все процессы адаптации или дезадаптации.

Все негативные жизненные события, которые встречаются в жизни у детей и подростков, вызывают и физическое, и психическое неблагополучие, недомогание у указанной группы населения и снижают их способность к самоконтролю. Очень важно, что для многих детей эмоциональные и другие стрессы, опять-таки неважно положительные они или отрицательные, могут мешать нормальному психологическому и социальному развитию, что в итоге приводит к последствиям, которые могут быть, в том числе, и долгосрочными, соответственно повышается частота использования медицинских ресурсов, а это диктует разработку мероприятий по повышению стрессоустойчивости в столь раннем детстве и юношеском возрасте.

Не всегда получается распознать не только родителям, но и врачам, когда ребенок пребывает в состоянии стресса. Однако можно выделить ряд признаков, которые могут подсказать, что при их появлении ребенок находится в состоянии стресса, и их обязательно нужно учитывать. Это так называемые маркеры в виде перепадов настроения, нарушения сна, ночного недержания мочи, это может быть физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли, проблемы с концентрацией внимания, что негативно будет сказываться на успеваемости. Ребенок может стать замкнутым или много времени проводить в одиночестве, избегать контактов и так далее, и так далее, изменяется его поведение.

Очень важно, что в разном возрасте появляются свои особенности в изменении поведения. Например, дети младшего возраста приобретают новые привычки: грызут ногти, трясут ногами, некие такие подергивания в ногах, могут сосать пальцы, накручивать волосы, ковырять в носу, кусать губы и так далее.

У старших детей появляются некие элементы измененного поведения. Они могут начать лгать, запугивать, бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. У них появляется некая такая агрессивная реакция. У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи.

Очень важно, что эти изменения возникают под влияние разных воздействий, которые имеют место не только в жизни взрослого человека, но и ребенка. Поэтому потенциальными источниками стресса у детей являются как школьные, так и социальные проблемы. Это не только начало и конец учебного года, экзамены, собеседования, но это также резкие перемены в распорядке дня, это расставание с близкими друзьями, которое тоже является стрессом для ребенка, переезд семьи, давление со стороны сверстников и, конечно же, чрезмерное увлечение компьютерными играми, и особенно агрессивными. У дошкольников, у малышей даже расставание с родителями, а именно посещение садика или яслей может стать стрессом и вызвать беспокойство.

Стрессы у детей усиливаются не только на те события, которые происходят в их собственной жизни, но и конфликты среди взрослых, окружающих их взрослых. Это ссоры и разводы, проблемы с работой, финансовые проблемы семьи, болезни.

Стрессы у родителей и, особенно, у матери оказывают ключевое влияние на жизнь ребенка, на его представления о семейной жизни и модель его будущей семьи во взрослой жизни.

Стрессы могут быть вызваны теми мировыми новостями, которые дети видят и слышат, потому что у ребенка появляется беспокойство о собственной безопасности и безопасности людей, которых он любит. В последние годы большое значение придается экологическим стрессам. Это то, что окружает человека и ребенка, в частности: вода, воздух, атмосферное давление, температура этого воздуха, чистое продовольствие, воздействие токсинов и так далее, что является тоже общим сильным фактором стрессорного воздействия.

Безусловно, механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков отличаются от взрослых и в первую очередь они несовершенны. Стрессовые события могут ухудшать самоконтроль, особенно у подростков. При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может истолковываться неправильно, и может выставляться вплоть до такого диагноза как дефицит внимания и гиперактивность. У 10-25% детей при длительном и многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов. Это известные факты, это встречается и у взрослых людей, так называемые психосоматические заболевания и так далее. Но очень интересным фактом явились результаты исследований за последние годы, которые показали, что переживание стрессов в детстве негативно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы уже в зрелом возрасте, увеличивая риск сердечно-сосудистых осложнений на 30 и более процентов.

Необходимо помогать ребенку, который находится в состоянии стресса. Важно выявить и постараться ликвидировать причины стрессового состояния. Для этого в помощь и врачам, и родителям существует так называемый лечебно-профилактический комплекс, который включает в себя тесный контакт не только врача и ребенка, но также еще участие и внимание родителей. И эта большая психологическая, социальная проблема, которая должна обсуждаться, по мнению многих исследователей и практикующих врачей, более комплексно с участием родителей и всех членов семьи, с которыми ребенок проживает. Соблюдение режима сна и отдыха, регулярная физическая активность и адекватное питание – это те четыре титана, на которых базируется психосоматическое здоровье ребенка, подростка и, соответственно, будущего взрослого человека.

Обязательно должно быть соблюдение режима труда и отдыха, и сна в первую очередь, потому что стрессы очень часто приводят к нарушениям сна и, собственно, нарушения сна сами являются факторами по снижению стрессоустойчивости.

Очень важно, чтобы ребенок знал, что у него есть спальное место, где он спит, где он не играет, не ест, не учит уроки, а именно спит. Ночной сон должен быть непрерывным желательно. Чем младше ребенок, тем продолжительность его ночного сна выше, потребность в дневном сне может формироваться.

Очень частой проблемой является изменение суточных ритмов у подростков, когда они поздно засыпают и поздно просыпаются, но при наличии необходимости вставать рано утром это приводит уже к другим психофизиологическим последствиям, которые могут быть сопряжены со снижением концентрации внимания. И это может приводить к печальным последствиям, в том числе и к аварийным ситуациям.

Причин для нарушения сна может быть большое количество, в том числе это могут быть и органические нарушения, и неврологические заболевания, что требует безусловной консультации специалистов, неврологов в том числе. И важно обращать внимание на то, что нарушения сна могут быть вызваны приемом разных лекарственных препаратов и наркотических средств, которые, к сожалению, принимаются подростками.

Регулярная физическая активность – это обязательный компонент лечебно-профилактического комплекса по повышению стрессоустойчивости. Циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, так называемые интервальные тренировки с частотой от 3 до 7 дней в неделю. Важно, чтобы любая нагрузка строилась по принципу: разминка 10-15 минут в легком, умеренном темпе, 20-30 минут активных нагрузок и 10-15 минут так называемая «заминка» в легком темпе. Важно сочетание этих физических нагрузок ритмических с занятиями релаксационной направленности с частотой 1-2 раза в неделю, которые позволят укрепить опорно-связочный аппарат, особенно у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

Очень важно помнить, что физкультура физкультурой, но она должна подкрепляться правильным питанием. И ребенок за час-полтора должен принимать пищу до занятий и через час после занятий у ребенка также должен быть полноценный прием пищи, сбалансированный по питательным веществам. И если проходит более полутора часов от последнего приема пищи, такой ребенок не допускается к физической нагрузке во избежание последствий метаболического стресса, обмороков и так далее.

Очень важно, что проблема постоянного ухудшения качества и состава современной пищи, негативно влияющей на организм, определяет тот факт, что отсутствие здоровой пищи мощно снижает стрессоустойчивость по сравнению с другими перечисленными мною факторами. Здесь в таблице представлены те соотношения, которые приняты в нашей стране и в ВОЗ по возрастам и по основным пищевым веществам: белки, жиры, углеводы. Хочется отметить, что Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на меньшее количество углеводов в соотношении с жирами и белками, у нас чуть побольше, но все-таки хотелось бы, чтобы по возрастам вот эта тенденция сохранялась, потому что все это определяет еще в итоге и калорийность, и сбалансированность рациона.

В так называемом современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. И в этом отношении лидером стал дефицит магния. Больше всего страдает его поступление у современных людей и, в частности, у детей и подростков. Ранние признаки – это беспокойство, повышенная возбудимость и раздражительность, усталость и даже депрессия. А магний является эссенциальным микроэлементом, он определяет нашу стабильность клеточной мембраны, потому что магний является конкурентом кальция, и магний является внутриклеточным элементом и стабилизирует клеточную мембрану, не давая развиваться избыточным возбуждающим эффектам кальция при поступлении его в клетку. Также большая часть магния локализуется в митохондриях, потому что это необходимо для выработки энергии, которая нужна нам практически для всех процессов, протекающих в нашем организме.

Еще очень важный фактор, что во время стресса и ишемии, это универсальный процесс перевозбуждения клеток и рецепторов через воздействие глутамата на NMDA-рецепторы, магний стабилизирует NMDA-рецептор, не дает избыточно ему перевозбуждаться. И при дефиците магния или при его недостатке кальций спокойно проникает через возбужденную клеточную мембрану, и тем самым повышается внутриклеточное увеличение свободных радикалов, разрушение клеточных мембран и разрушение непосредственно самой клетки.

В общем, это и лежит в основе любого патологического процесса под названием смерть клетки при стрессах и ишемии. Как я уже сказала, эти процессы являются универсальными.

И в этой связи последние годы установлено, что именно нарушение соотношения гомеостаза кальций-магний внутриклеточных и внеклеточных взаимоотношений приводит к тому, что так называемый дисгомеостаз этих микроэлементов лежит в основе формирования избыточной гиперактивности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что, собственно, приводит к тому, что даже незначительные стрессовые воздействия могут приводить к симпатоадреналовой активации. Это приводит еще к большему повышению уровня кальция, что сопровождается опять-таки еще большим снижением уровня магния внутриклеточно и, соответственно, нарушением нейромедиаторного баланса, в частности адреналина и серотонина. И в этой связи магний рассматривается как микроэлемент, дефицит которого индуцирует тревогу и дисфункцию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что снижает стрессоустойчивость.

При дефиците магния нервная система всегда перевозбуждается, происходит неадекватная трата энергии. Это приводит к формированию воспалительных процессов, нарушению обменных процессов в клетке, и клетки становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

Важно, что у детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание холестерина и формируется резистентность к инсулину, и это все ведет к ожирению и так далее, и так далее. И вот эти данные – это результаты международных исследований по оценке влияния магния на состояние психосоматического здоровья детей и подростков и последствий, к которым приводит дефицит магния.

Причин дефицита магния достаточно много, и среди них можно выделить три. Первая – это неправильное питание. И, безусловно, так как магний мы получаем с пищей, та пища, которая является «фаст-фудом», та пища, которая содержит большое количество поваренной соли, в том числе и скрытой, а также те продукты, которые являются психостимуляторами, психоактивными веществами, которые активно употребляются подростками и людьми до 30 лет, формируют дефицит магния. Очень важно, что и глутамат, и аспартат – это основные пищевые добавки, которые входят в большинство полуфабрикатов и «фаст-фудов», они нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что, соответственно, проявляется изменением эмоциональной активности.

Второй причиной можно назвать все сезонные колебания, которые встречаются у детей и подростков. Было выявлено, что дефицит магния наиболее усиливается в период с ноября по март.

И стресс является как причиной дефицита магния, так и его следствием.

Для того чтобы восполнить дефицит магния, необходимо назначать исключительно биоорганические соединения магнийсодержащие, потому что неорганические соли, которые на слайде представлены в левой половине, они не дотируют магний, максимум – это 5% усваивается. Из биоорганических солей хочется отметить, что наибольшей активностью обладает пидолат магния, а на втором месте идут цитрат, лактат и оротат. Но что очень важно – как только в комплексном препарате появляется так называемая группа магнезиофиксаторов (магнийпротекторов), то усвоение магнийсодержащей биоорганической соли повышается в десятки раз. И в этом отношении природа подарила нам витамин В6, который является самым мощным магнезиофиксатором. Потому сочетание пидолата магния и пиридоксина (витамин В6) – это Магне В6, ампульная форма, питьевой раствор. Он разрешен к применению с года. Цитрат магния в сочетании с витамином В6 (Магне В6 форте) разрешен с 6 лет. Очень важно, что для профилактики стресса с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния, прием данного препарата способствует улучшению настроения и внимания, памяти, успеваемости, самочувствия детей и уменьшаются проявления стресса и вегетативной дисфункции на этот стресс.

Длительный прием цитрата магния от 6 месяцев и более является рекомендованной формой в превентивном лечении головных болей у детей, и в частности мигренозных головных болей, провокатором которых часто служит стресс.

Мы можем также рекомендовать Магне В6 в лечении детей, которые находятся в состоянии стресса. В данной таблице представлены нормы суточного потребления в среднем по жителям нашей страны от детей до мужчин и женщин уже половозрелых. И самое главное – это двух-трехразовый прием не менее чем в течение месяца, а порой и больше, потому что чем старше человек, тем потребность в обеспечении магнием возрастает. И если мы говорим о детях и подростках и людях до 40 лет, достаточно одного-двух месяцев, люди более старшего возраста – это более длительный прием. Очень важно, чтобы прием магнийсодержащих препаратов проводился с 9 часов утра до 6 часов вечера, потому что в этот период магний лучше всего усваивается, и никакие другие микроэлементы не могут помешать в его усвоении белками из желудочно-кишечного тракта.

Таким образом хотелось бы сделать некое заключение. Очень важно, что проблема стресса и психического напряжения актуальна не только для взрослых, но и для детей и подростков. Стрессы могут быть и «хорошими», и «плохими», но они всегда влияют на состояние ребенка и определяют риск развития хронических заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия, которые направлены на повышение стрессоустойчивости, основаны на молекулярно-клеточных магнийзависимых патогенетических механизмах формирования стресса и последствий дефицита магния.

Данные препараты – Магне В6 и Магне В6 форте – необходимы как для профилактики, так и для терапии стресса и последствий у детей и подростков. Они восстанавливают содержание магния, тем самым напрямую нормализуя клеточный метаболизм и энергообеспечение, а также нейромедиаторный обмен, что приводит к восстановлению и повышению функциональных резервов организма, формирует физиологические условия для протекания процессов адекватной адаптации.

(0)