ИНТЕРНИСТ

Национальное Интернет Общество
специалистов по внутренним болезням

ПУБЛИКАЦИИ

Борьба с ненадлежащей рекламой лекарственных средств

30 Октября 2014

На сегодняшний день рынок лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД) является одной из самых прибыльных сфер бизнеса. Большая часть усилий руководителей фармацевтических компаний направлена на эффективную рекламу производимых препаратов, благодаря чему данная категория постоянно входит в топ-10 категорий по рекламным бюджетам. Всем известно, что применение лекарственных средств и БАДов напрямую влияет на жизнь и здоровье человека. В то время как потребитель рекламируемого препарата невсегда может адекватном оценить его качеств и эффективность. В связи с этими особенностями лекарственных средств, важно обратить внимание на законодательные требования к рекламе данных видов товаров.

Законом «О рекламе» установлен ряд требований, которым должна соответствовать любая реклама лекарственных средств. К примеру, реклама лекарственных товаров должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению и получения соответствующей консультации у специалиста.

Причем, в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды; в рекламе,распространяемой в телепрограммах и при видеообслуживании, – не менее чем пять секунд. Важно, что для такого предупреждения должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади.Невыполнение этого предписания делает рекламу ненадлежащей (п. 7 ст. 24 Закона «О рекламе»).

Интересны несколько примеров из современной жизни.

В январе этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России вынесла решение в отношении ООО «Изварино Фарма», заключающееся в том, что реклама препарата «Голдлайн» (Сибутрамин) не соответствует требованиям Федерального Закона «О рекламе». Изъясняясь в двух словах, эти нарушения заключались в том, что реклама этого препарата в виде баннера на сайте gold-line.su в сети Интернет осуществлялась под видом рекламы другого товара – БАД «Голдлайн-Лайт» (производитель ООО КоролевФарм ). В состав последнего препарата входят L-карнитин и альфа-липоевая кислота. Как видите – никакой связи с сибутрамином нет, а названия схожи. Кроме этого, в рекламе использовалось некорректное сравнение Голдлайна с Редуксином (Сибутрамин, ООО «Озон»). ФАС России рекомендовало ООО «Изварино Фарма» исправить эти нарушения. В свою очередь руководители фармфирмы подали иск в Арбитражный суд Москвы о рассмотрении этого дела. 6 августа 2014г. Арбитражный суд г. Москвы признал решение ФАС правильным и велел выполнить указанные предписания в отношении исправления этих нарушений.

Напомню, что сибутрамин является препаратом центрального действия, показан для лечения ожирения, когда все нефармакологические меры оказались неэффективными. Существуют особые показания и противопоказания к применению препарата. Со списком последних нелишним будет ознакомиться. Ведь ясно, что реклама направлена на контингент пациентов. Зачастую люди считают необязательным даже проконсультироваться с врачом по поводу применения средств для снижения веса. А в списке значатся: гипотиреоз (как причина ожирения), нервная булимия, одновременный прием ингибиторов МАО или их использование в течение 2 недель до назначения сибутрамина, прием антидепрессантов, ряд сердечно-сосудистых заболеваний (ИБС, ХСН, нарушения ритма, ГБ ) и др.

Еще одна нашумевшая история лета – штраф в 200 тысяч рублей, предъявленный ФАС к ООО «Гугл» за распространение в поисковой системе Google рекламы лекарственных препаратов Кагоцел (противовирусное средство с недостаточной доказательной базой), Иммунал (иммуностимулирующее средство на основе эхинацеи пурпурной), Иммунал плюс С (сок эхинацеи плюс витамин С), Генферон Лайт спрей (препарат интерферона). Нарушение заключалось в том, что реклама подавалась в отсутствии предупреждений о наличии противопоказаний к их применению, необходимости ознакомления с инструкцией по применению и получения консультации специалистов. Как известно, реклама лекарственных препаратов должна содержать предупреждения описанного характера и это задокументировано в законе «О рекламе» (пункт 15 часть 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). А обсуждаемые рекламируемые препараты зарегистрирована в РФ как лекарственные средства.

В последнее время нарушения рекламодателями требований к рекламе лекарственных препаратов повсеместны. Так, в прошлом году общая сумма штрафов за различные нарушения требований Федерального Закона «О рекламе» составила более 153 млн рублей.

Эти нарушения могут быть негативными не только в сфере конкуренции, но – самое страшное – иметь огромный разрушительный потенциал, направленный на потребителя.

Литература

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
  2. Вартанова Н.Г. К вопросу об использовании невербальных средств воздействия в телевизионной рекламе лекарственных препаратов. // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.
  3. Львова Е.Н. Реклама рецептурных лекарств: границы дозволенного // Конкуренция и право, 2011, № 1 // СПС КонсультантПлюс.
  4. Мареев Ю.Л. Юридические особенности рекламы лекарственных средств // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - М., 2009, № 3 (11).
  5. Новости ФАС России, www.fas.gov.ru

Обзор подготовила Елиашевич С.О.