Игорь Евгеньевич Тюрин, профессор, доктор медицинских наук:
- У нас есть вопросы. Ирина Александровна, спасибо вам огромное. Это относительно редкая тема, которая затрагивается и на занятиях, и на лекциях. Она очень интересная. Все про эмфизему. Эмфизема – самая интересная болезнь.
Ирина Александровна Соколина, кандидат медицинских наук:
- Про эмфизему.
Вопрос: Насколько точны измерения объема легочной ткани по данным КТ?
Игорь Тюрин: Измерения объема достаточно точны, потому что они проводятся с помощью специальных количественных программ. Измеряется буквально в кубических сантиметрах.
Ирина Соколина: Если говорить еще о программе количественной оценки эмфиземы, мы работали с этой программой. Она имеет значение, если мы наблюдаем пациента в динамике. Как это меняется. Это меняется не за месяц, а на протяжении какого-то длительного срока.
Как это меняется. Однократно, разово…
Мы наблюдали пациентов и с эмфиземой, и с интерстициальным фиброзом. Как у них проходили. Имеет значение именно в динамике.
Вопрос: Помогает ли исследование легких с контрастом в более детальной оценке эмфиземы?
Игорь Тюрин: Думаю, что нет. Исследования с контрастом, если речь идет о КТ, помогает в изучении сосудов. Но вряд ли в оценке бронхов.
Ирина Соколина: Если говорить о сосудах, то здесь лучше сцинтиграфию сделать.
Вопрос: В чем принципиальное отличие КТ высокого разрешения от обычного?
Игорь Тюрин: Очень коротко: в толщине томографического среза и в специальном алгоритме реконструкции.
Ирина Соколина: Вопрос: Какие особенности диагностики и рентгенологической картины бронхита у детей?
Вообще, если мы говорим об остром бронхите, то он, как правило, каких-то специальных рентгенологических признаков не имеет. Может наблюдаться некоторая повышенная воздушность легочной ткани. Бронхиту нужно рентгенологически начинать проявляться хронически, когда утолщаются стенки бронхов, появляются тяжестесть легочного рисунка, бронхоэктазии.
У детей чаще (то, что мы видели, дети, которые к нам приходили) бронхиолиты. Они выявляются с помощью КТ. Но мы сегодня, к сожалению, до них не дошли.
02:44
Игорь Тюрин: В продолжение этого вопроса очень короткий ответ, насколько вообще правомочно рентгенологическое заключение, касающееся бронхита. Такой вопрос очень часто возникает. Может ли врач-рентгенолог написать в своем заключении, что это картина бронхита? Или лучше этого вообще не делать? Или делать в каких-то случаях?
Ирина Соколина: Здесь все настолько субъективно. Легочный рисунок также субъективен, как рельеф желудка. Это очень субъективно. Все зависит от возраста, от конституции, от того, как вдохнул, и от технических условий.
Даже если мы пациента наблюдаем на одном аппарате, но все равно могут быть разные условия проявки. Обязательно должен быть архив.
Игорь Тюрин: Лучше не злоупотреблять подобным термином в рентгенологических заключениях?
Ирина Соколина: Да. Этого заключения может и не быть, как такового. Бронхита. Это будет сбивать с пути клиницистов.
Игорь Тюрин: Лучше предоставить это все лечащему врачу.
Ирина Соколина: Вопрос: Как влияет данные КТ на тактику ведения пациентов с эмфиземой?
Игорь Тюрин: В трех случаях, с моей точки зрения. В первом случае – это спонтанный пневмоторакс. Это определение дальнейшей тактики – часто хирургическое лечение таких пациентов.
Вторая ситуация – это разграничение врожденной и приобретенной эмфиземы, когда речь идет о хронической обструктивной болезни и дефиците ?-антитрипсина.
Третье – это пациенты с выраженной, как правило, буллезной эмфиземой, которым предстоит или возможно проведение хирургического лечения. В этом случае КТ позволяет получить очень точную информацию.
04:40
Ирина Соколина: У нас было несколько случаев. Я работаю в клинике пропедевтики. У нас есть большое отделение гепатологии. Два или три раза были на исследовании брюшной полости пациенты с циррозом неустановленной этиологии.
Когда мы делаем брюшную полость, то попадают базальные отделы легких, там мы видим признаки паралобулярной эмфиземы, которая развивается при дефиците ?-антитрипсина. Мы предположили, что есть взаимосвязь между этими двумя состояниями. Больные были дальше дообследованы. Это позволило выйти на правильный (неразборчиво, 05:24).
Вопрос: При какой картине на КТ вы бы порекомендовали выполнить бронхоскопию?
Одно другого не заменяет.
Игорь Тюрин: КТ и бронхоскопия – это два параллельных исследования, которые никак друг друга не заменяют. Важнейшее преимущество бронхоскопии – это возможность взятия биопсии, возможность пальпации прямой стенки бронхиального дерева. Это оценка цвета слизистой и множества деталей поверхности слизистой оболочки бронхов. Никакая КТ этого не заменит.
Другое дело, что в некоторых ситуациях бронхоскопия может быть заменена и КТ, и виртуальной бронхоскопией, как дополнение одного и другого. Но в большинстве клинических ситуаций это два параллельных метода.
Ирина Соклина: Вопрос: Какова доля аллергического бронхопульмонального аспергиллеза в структуре бронхоэктазов?
Это следующая наша лекция. Для аллергического бронхопульмонального аспергиллеза характерны проксимальные бронхоэктазы. Это очень важно в выявлении их у пациентов с бронхиальной астмой.
Аспергиллез является осложнением бронхиальной астмы. На КТ это очень хорошо выявляется. Когда мы видим у астматиков проксимальные бронхоэктазы, то в заключении мы напишем, что, скорее всего, это связано не с бронхитом, не с деформирующим, а что это могут быть проявления бронхолегочного аспергиллеза.
Игорь Тюрин: Судя по количеству вопросов, тема вызвала достаточно большой интерес. Мы очень рады. Следующее заседание мы продолжим в том же духе. Тема большая. Она будет касаться диффузных заболеваний, уже приобретенных у взрослых, таких как астма, аллергический бронхолегочный аспергиллез и множество других сопутствующих процессов.
О чем обязательно нужно говорить сегодня – бронхиолиты как проявления или компьютерно-томографическая симптоматика болезни мелких бронхов.
Вторая часть – это локальные изменения бронхов, которые тоже могут возникать как приобретенные патологические состояния. Это териктазы, ретенционные кисты. Почему, когда, отчего возникают эти изменения. Но это в следующий раз.
На этом мы должны закончить. Спасибо вам большое за внимание. Ирина Александровна, спасибо вам за блестящую лекцию.
До следующей встречи. Всего доброго. До свидания.