В программе принимает участие:
Галстян Гагик Радикович, вице-президент ОООИ «Российская диабетическая ассоциация», доктор медицинских наук, эндокринолог, диабетолог, заведующий отделением диабетической стопы ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России
График трансляции:
23.04.2020 г. 16:00 – 17:00 (мск)
На вопросы, поступившие во время программы, отвечает Гагик Радикович Галстян:
Вопрос: Как можно объяснить инкретиновый эффект ГПП-1 при сахарном диабете?
Ответ: Применение агонистов рецептора позволяет восполнить сниженную активность ГПП-1, имеющую место при нарушении толерантности к глюкозе и СД 2 типа. Создавая фармакологические концентрации гормона в плазме обеспечивается его воздействие через рецептор ГПП-1, находящийся на мембранах клеток многих тканей в различных органах и систсемах: это прежде всего бета и альфа клетки поджелудочной железы, кардиомиоциты и эндотелиоциты, клетки кишечника и печеночные клетки, жировая ткань, структуры гипоталамуса и ЦНС.
Вопрос: С какими препаратами лучше комбинировать агонисты ГПП-1 при недостижении целевых значений?
Ответ: Исследования препаратов на основе ГПП-1 затрагивали практически все возможные комбинации агонистов рецептора ГПП-1 с различными пероральными сахароснижающими препаратами (метформин, препараты сульфонилмочевины, тиазолидиндионы, ингибиторы натрийглюкозных котранспортеров 2 типа), с препаратов инсулина. В этом ряду исключением являются ингибиторы ДПП-4 (глиптины). Глиптины как известно также обладают инкретин направленным действием, ограничивая нейтрализующее действие ДПП-4 в отношении активности ГПП-1 и с этой точки зрения совместное применение агонистов рецептора ГПП-1 и глиптинов не имеет смысла.
Вопрос: При не достижении целевого уровня гликированного гемоглобина на фоне приема дулаглутида имеет ли смысл перевести на другой представитель агониста ГПП-1?
Ответ: Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, поскольку на сегодняшний день нет клинических исследований, оценивающих такую возможность. Однако есть сравнительное исследование семаглутида с дулаглутидом, где было продемонстрировано значимое преимущество семаглутида по сравнению с дулаглутидом как в отношении большей динамики гликированного гемоглобина, так и что особенно важно в отношении значительно большего снижения массы тела на фоне терапии семаглутидом. Опыт коллег в некоторых странах где семаглутид уже используется в реальной клинической практике также свидетельствует о такой возможности. Очень важно решать эти вопросы на индивидуальной основе.
Вопрос: Какого целевого показателя гликированного гемоглобина придерживаться у пожилых пациентов с диабетом, диабетической нефропатией и ИБС?
Ответ: Для этой категории пациентов допустим целевой уровень гликированного гемоглобина до 8,0%, что соответствует гликемии натощак до 8,0 ммоль/л, вместе с этим следует сказать, что при условии применения преппаратов с низким риском развития тяжелых гипогликемий, к которым относятся все инновационные препараты, включая семаглутид, эта цифра может быть максимально близкой в нормогликемии.
Вопрос: Через какое время наступает максимальное снижение веса на фоне приема лираглутида и семаглубита?
Ответ: Максимальное снижение веса зависит не только от сроков начала терапии, но и используемой дозы, максимальное снижение ожидается при дозе 1,0 мг 1 раз в неделю уже через 3-6 месяцев терапии.
Вопрос: Много сравнительных исследований с другими агонистами рецептора ГПП, а проводились ли такие исследования Оземпика с препаратами ингибиторами НГЛТ-2 и Ваше отношение к этой группе препаратов?
Агонисты рецептора ГПП-1 и ингибиторы НГЛТ-2 это две группы препаратов, которые показали преимущества в отнощении первичных конечных точек по сердечно-сосудистым событиям и собственно по этой причине, некоторые представители этих групп имеют в инструкции показания по снижению сердечно-сосудситой-заболеваемости и даже смертности у пациентов СД 2 типа с перенесенными ССЗ и/или высоким риском их развития. Вместе с этим, с учетом различий механизма действия агонистов рецептора ГПП-1 и ингибиторов НГЛТ-2 это влияние носит диффернцированный характер. Так агонисты рецептора ГПП-1 преимущественно сниают риск развития атеротромботических событий и скорость прогрессирования атеросклеротических поражений у пациентов СД 2 типа, прогрессирования альбинурии/протеинурии у пациентов СД 2 типа. Ингибиторы НГЛТ-2 – снижают вероятность развития и прогрессирования сердечной недостаточности и хронической болезни почек. Кроме этого сахароснижающий потенциал ингибиторов НГЛТ определяется сохранностью функции почек и возможность назначения этой линии терапии также ограничены скоростью клубочковой фильтрации не менее 45 мл/мин. Для агонистов ГПП-1 нет ограничений по эффективности контроля гликемии и динамики массы в зависимости от функции почек, а показатель СКФ до которой можно назначать препарат семаглутид составляет 15 мл/мин.