Российский кардиологический конгресс (сентябрь 2013г.), был приурочен к знаменательной дате – 50-летию Российского кардиологического общества (РКО) и прошел с участием более 4000 российских коллег и зарубежных специалистов из Европы, Израиля и США.
Поскольку обычно такие крупные мероприятия определяют основные тенденции развития научной и практической деятельности на ближайшие несколько лет, мы отобрали наиболее «горячие темы», актуальные для обсуждения, и предлагаем вашему вниманию выдержки мнений лидеров из разных областей кардиологии (липидологии, гипертензиологии, интервенционной кардиологии) по поводу новых методик и направлений в лечении пациентов.
Сразу хочется отметить слова президента РКО, академика РАМН, Шляхто Е.В. о том, что впервые в рамках конгресса удалось преодолеть проблему разделения кардиологов на кардиохирургов и собственно терапевтов-кардиологов. Около 6 симпозиумов было проведено при совместном участии врачей с различными полюсами видения кардиологического больного. «Такое объединение чрезвычайно необходимо в нашей практической деятельности», - подчеркнул Шляхто Е.В. Об этом же командном принципе организации медицинской помощи в кардиологии говорил и ген.секретарь РКО, проф. Недошивин А.О. Особым достижением на проведенном конгрессе он считает объединение кардиологов и кардиохирургов, их совместное обсуждение и дискуссии по поводу лечения кардиологической патологии. Проф. С.Л.Дземешкевич – кардиохирург, со своей стороны был приятно удивлен, что привычное ранее разделение двух сегментов кардиологии – консервативного и хирургического – нивелировано, и сегодня мы говорим на одном языке для достижения единственной цели – адекватного лечения сердечно-сосудистой патологии.
Особый интерес в настоящее время представляет опыт применения денервации почечных артерий при рефрактерной к терапии артериальной гипертензии. Этой теме был посвящен целый образовательный курс (второй по счету в мире) при участии Европейского общества по артериальной гипертензии. Как известно, несмотря на тщательно разработанную стратегию медикаментозной терапии гипертонической болезни, достичь целевых уровней АД удается лишь у 25–40 % пациентов. Всвязи с этим разработаны инновационные методы лечения АГ.
Проф. А.О.Конради рассказала нам, что методика проведения транскатетерной радиочастотной денервации почечных артерий на сегодняшний день проводится во многих ведущих центрах России (в среднем в каждом центре выполнено от 10 до 20 почечных денерваций), и настало время поделиться своим опытом в выполнении данной процедуры, обсудить успехи и трудности проводимого лечения, выслушать наших европейских коллег, у которых эта методика используется довольно-таки широко (для сравнения в одном центре проводится до 1000 процедур почечной денервации). Важно, что такая высокотехнологичная помощь реализуется в случае командной организации кардиологической помощи: кардиолог-гипертензиолог, интервенционный кардиолог и специалист в области лучевой визуализации.
Надо отметить, что многие специалисты относятся к новой методике весьма настороженно. Так, член-корр.РАМН, проф. Голухова Е.З. считает, что результаты последних исследований весьма сдержанны в отношении эффективности данного лечения. Поскольку своего собственного опыта в проведении данного инвазивного лечения центр не имеет, все в ожидании отсроченных результатов в отношении безопасности и эффективности.
Проф. Кобалава Ж.Д. считает, что консервативный подход в лечении гипертонической болезни есть, был и будет доминирующим методом, а почечная денервация даже в случае получения положительных отдаленных результатов будет показана лишь немногочисленному количеству пациентов.
Тем не менее проф. Покушалов Е.А. (Новосибирск) с коллегами и проф. Л.И.Гапон (Тюмень), а также коллеги из Томска, Кемерово уже проводят процедуры почечной денервации по показаниям и делятся своим опытом. Надо отметить, что первые клинические исследования, проведенные с применением Symplicity – системы для почечной денервации, продемонстрировали снижение симпатической активности после билатеральной почечной радиочастотной аблации. Были получены данные о снижении уровня экскреции норадреналина на 48 и 75 % (для левой и правой почки), что сопровождалось стабильным снижением уровня систолического АД на 20 мм рт. ст. через 1 месяц и на 30 – 40 мм рт. ст. через год после выполнения вмешательства. Результаты, полученные в многоцентровых исследованиях Symplicity HTN-1 (n = 45) и Symplicity HTN-2 (n = 106), показали высокую антигипертензивную эффективность метода.
Кроме этого, наши зарубежные коллеги подняли очень интересные темы.
Так, проф. Беттеридж (Лондон) докладывал результаты собственного мультицентрового рандомизированного плацебо-контролируемого исследования по первичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний у лиц с СД 2 типа в отсутсвии документированных сердечно-сосудистых заболеваний и начального уровня ЛПНП менее 4,14 ммоль/л. Всего в исследование было включено 2838 пациентов в возрасте от 40 до 75 лет (из 132 медицинских центров). Исследование было приостановлено на 2 года раньше запланированного, поскольку были достигнуты клинические точки эффективности терапии. Так, в группе вмешательства частота развития ОКС снизилась на 36%, частота развития инсульта снизилась на 48%. Никаких нежелательных побочных эффектов от терапии не получено.
По мнению проф. Джозефа Розенмана (Израиль) антитромбоцитарная терапия у пациентов с ОКС с применением тиклопидина или прасугреля эффективнее клопидогреля.
Проф. Филипп Бартер (Австралия) считает, что в лечении ИБС недостаточно контролировать только уровень ЛПНП, мы должны учитывать все факторы риска: курение, повышение массы тела, низкую физическую активность. В развитии атеросклероза играют роль не только ЛПНП, но и т.н. липопротеины невысокой плотности. Особенно в этом аспекте интересны данные о влиянии новых групп липидснижающих препаратов на повышение уровня ЛПВП. Так, проф. Филипп Бартер ожидает результатов еще не законченных работ по исследованию ингибиторов белка-переносчика эфиров холестерина (анацетрапиба, эвацетрапиба) и не теряет надежды на их эффективность в отношении повышения уровня ЛПВП и снижению риска развития сердечно-сосудистых событий (ИМ, инсульта).