Общественная Система
усовершенствования врачей
Материал и методы. Обследованы 58 пациентов c деструктивным панкреатитом, 32 из которых произведено лапароскопическое дренирование брюшной полости, 26 – лапаротомия, холецистостомия, дренирование сальниковой сумки и брюшной полости. Для оценки системы гемостаза определяли число и АДФагрегацию тромбоцитов, показатель R+К по тромбоэластограмме, активированное частичное тромбопластиновое время, протромбиновый индекс, содержание фибриногена, растворимых комплексов мономеров фибрина, антитромбина III, фибринопептида А, Dдимера, продуктов деградации фибрина, фибринолитическую активность крови. Для коррекции нарушений гемостаза вводили гепарин подкожно в дозе 20 000 ЕД/сут в 4 приема. Исследуемые показатели определяли до операции, в 1е, на 3и, 5е и 7е сутки после операции.
Результаты. Уже в ранних стадиях развития заболевания (в дооперационном периоде) наблюдалась активация системы гемостаза – гиперкоагуляция, которая прогрессировала в дальнейшем, несмотря на проводимую гепаринотерапию; на 3и сутки на фоне максимальной активации гемокоагуляции происходила депрессия основных антикоагулянтных механизмов. Установлено, что в 1е сутки после операции у больных деструктивным панкреатитом наблюдаются достоверные различия в содержании Dдимера в зависимости от исхода болезни, а также положительная корреляционная зависимость между тяжестью состояния пациентов и уровнем Dдимера в плазме.
Выводы. Формирование полиорганной недостаточности у больных деструктивным панкреатитом сопровождается активацией системы гемостаза. Внутрисосудистое свертывание крови является важным фактором формирования полиорганной недостаточности у хирургических больных. Мониторинг степени активации гемокоагуляции целесообразно проводить по уровню Dдимера и фибринопептида А в плазме крови пациентов. Увеличение содержания Dдимера в 1е сутки после операции по поводу деструктивного панкреатита является прогностическим признаком неблагоприятного исхода заболевания.
Последние данные литературы. В обзоре представлены основные патогенетические механизмы гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, особенно подробно рассмотрены причины патологического рефлюкса – решающего фактора в развитии болезни и участие оксида азота в регуляции тонуса нижнего пищеводного сфинктера, а также возможные причины его преходящих расслаблений. Расслабление пищевода и нижнего пищеводного сфинктера осуществляется за счет неадренергической нехолинергической иннервации (NANC), в которой оксид азота является главным медиатором, высвобождающимся из NANCнейронов межмышечного сплетения.
Оксид азота относится к представителям нового класса универсальных регуляторов физиологических функций организма, играет важную роль в развитии многих патофизиологических состояний. Оксид азота и нервные клетки, в которых он присутствует в качестве медиатора, имеют важное значение в патогенезе гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.
Заключение. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь – заболевание со сложным многофакторным патогенезом, одним из важных звеньев которого является нарушение метаболизма оксида азота, что подтверждает необходимость его дальнейшего изучения.
Цель исследования. Изучить возможности эластометрии в комплексной оценке стадии фиброза печени у больных хроническими гепатитами вирусной этиологии (ХВГ).
Материал и методы. В обследовании приняли участие 75 пациентов с ХВГ (49 мужчин, 26 женщин), средний возраст которых составил 35±12 лет. ИМТ 24,4±4,4 кг/м2. Всем пациентам выполнены эластометрия и пункционная биопсия печени с последующей морфологической оценкой индекса гистологической активности и стадии фиброза печени. Проведен сравнительный анализ результатов эластометрии, морфологического исследования ткани печени, клинического и биохимического анализов крови у больных ХВГ. Осуществлен мониторинг прогрессирования фиброза печени с использованием аппарата «FibroScan» у пациентов с хроническим гепатитом С (ХГС) на фоне комбинированной противовирусной терапии.
Результаты. Максимальная диагностическая точность эластометрии отмечена у больных с фиброзом в стадии F3 – 92,5% (AUROC 0,92) и F4 – 96% (AUROC 0,96), что сопоставимо с результатами полуколичественной морфологической оценки выраженности фиброза. У пациентов со слабовыраженным фиброзом печени (стадия F0-F1) средний показатель эластичности ткани печени составил 3,5±0,5 кПа при F0 и 6,5±1,5 кПа при F1. Чувствительность эластометрии при фиброзе в стадии F1 составила 66%, специфичность – 83%. Определены факторы, влияющие на диагностическую точность эластометрии на ранних стадиях фиброза печени: возраст пациента 50 лет и больше OR 0,96 (95% CI 0,95–0,97; р<0.0001); ИМТ <25 кг/м2 OR 0,19 (95% CI 0,12–0,29; р<0,0001); отсутствие стеатоза согласно результатам морфологического исследования ткани печени OR 1,006 (95% CI 1,002–1,009; р<0,0001). У 6% пациентов (ИМТ і28 кг/м2) в связи с наличием избытка подкожного жирового слоя эластометрия оказалась неинформативной.
Цель обзора. Показать, что бактериальная безопасность донорской крови и реципиентов может быть гарантирована только в случае разработки новых, проверенных и быстрых методов количественной детекции бактерий.
Основные положения. Бактериальную ДНК в цельной крови обнаруживают примерно у 2/3 доноров [1]. Частота бактериального инфицирования компонентами крови на 2–3 порядка выше, чем вирусного [2]. Доказанным источником бактериальной контаминации донорской крови примерно в 50% случаев является кожа на локтевом сгибе [3]. Сравнительная оценка различных методов детекции бактерий в крови показывает, что оптимальное сочетание чувствительности и времени детекции характерно для молекулярно-генетических методов.
Выводы. Решением проблемы бактериальной безопасности донорской крови является универсальная полимеразная цепная реакция (ПЦР) на высококонсервативном участке гена 16S рРНК бактерий, последовательность которого практически одинакова для всех бактерий, но отличается от таковой у других организмов.
Цель исследования. Изучить влияние различных методик предоперационной подготовки на интенсивность процессов свободнорадикального окисления (СРО) и оценить эффективность коррекции окислительного стресса (ОС) у хирургических больных с острой абдоминальной патологией в периоперационном периоде.
Материал и методы. Обследованы 108 пациентов с острой абдоминальной патологией (деструктивный аппендицит, деструктивный холецистит, перфорация язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, несостоятельность швов анастомоза желудочно-кишечного тракта), у которых определены показатели СРО, проведена оценка когнитивной функции до и после операции.
Результаты. При назначении инфузионной терапии на основе коллоидов и кристаллоидов в сочетании с мексидолом в периоперационном периоде отмечены снижение напряженности процессов СРО и уменьшение выраженности когнитивных расстройств у больных с острой абдоминальной патологией.
Выводы. Состав предоперационной инфузионной терапии влияет на состояние СРО у хирургических больных с острой абдоминальной патологией. Под влиянием терапии мексидолом у хирургических больных уменьшается выраженность послеоперационных когнитивных расстройств и снижается частота развития инфекционных осложнений.
Цель исследования. Определить идеальный метод остеосинтеза для максимального сохранения раздробленной костной ткани метаэпифиза большеберцовой кости при сложных повреждениях голеностопного сустава и провести его сравнительный анализ с используемыми методиками лечения пациентов с указанной патологией.
Материал и методы. В статье представлены результаты лечения 11 пациентов с оскольчатым внутрисуставным импрессионным переломом дистального метаэпифиза костей голени в МУЗ «ЭЦГБ» в 2005–2008 гг. Всем пациентам проведено хирургическое лечение переломов с использованием разных методик. В зависимости от вида лечения выделены две группы пациентов. У 5 пациентов (1я группа) выполнен традиционный накостный остеосинтез пластиной «лист клевера», у 6 (2я группа) – остеосинтез пластинами LCP. Во 2й группе выделены две подгруппы (по 3 пациента в каждой): в первой подгруппе использовали пластину LCP Clover Leaf Plates, во второй – современную методику, рекомендованную группой АО (Швейцария), – накостный остеосинтез реконструкционной пластиной «Пилон» с угловой стабильностью (LCP Pilon Plates).
Результаты. В 1й группе у 2 (33,3%) пациентов наблюдалась миграция имплантатов с асептическим некрозом краев ран, у 1 (16,7%) – миграция имплантатов и глубокое нагноение с исходом в свищевую форму остеомиелита. Во 2й группе занятия лечебной гимнастикой для разработки голеностопного и коленного суставов и сохранения объема движений в них начинали на 3–5-е сутки после операции. Движения в голеностопном суставе восстанавливались к 3-му месяцу после операции.
Выводы. Наиболее полное восстановление анатомии большеберцовой кости возможно при использовании реконструкционной пластины «Пилон» с угловой стабильностью.