ИНТЕРНИСТ

Национальное общество усовершенствования
врачей им. С.П. Боткина

Обструктивное апноэ сна, сонливость и риски вождения: позиция Европейского респираторного общества
ПУБЛИКАЦИИ

Обструктивное апноэ сна, сонливость и риски вождения: позиция Европейского респираторного общества

Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) – клиническое нарушение, для которого характерны частые остановки дыхания во сне.
По различным данным СОАС той или иной выраженности имеет до 50% взрослых мужчин. А 10% взрослого мужского населения испытывает дневные симптомы СОАС, в том числе повышенную дневную сонливость.
Сонливость является одним из ведущих факторов риска дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в связи с чем в 2014 г. Европейский союз ввел в действие директиву, согласно которой пациенты с СОАС и индексом апноэ/гипопноэ >15 не должны садиться за руль до тех пор, пока не получат эффективное лечение и подтверждение возможности вождения от врача. Однако учитывая некоторую неопределенность относительно оценки сонливости при СОАС соблюдение подобной рекомендации врачам представляется несколько сложным.
В связи с чем Европейское респираторное общество проанализировало доступные на сегодняшний день данные о связи СОАС и ДТП и сформулировало более четкие рекомендации по обследованию и допуску пациентов с СОАС к вождению автомобиля.

            Предложены два алгоритма:

1.      Алгоритм для водителей в зависимости от наличия предшествующих ДТП. Так, для водителей без ДТП в прежние годы рекомендована клиническая оценка, скрининг на СОАС, а также оценка по шкале сонливости Эпворта. Для людей, которые были участниками связанного с сонливостью ДТП, в дополнение рекомендована оценка достаточности сна, приема различных лекарств и наличия других заболеваний, связанных с дневной сонливостью.

2.      Алгоритм для водителей в зависимости от наличия подозрения или известного СОАС. В первом случае, помимо клинического обследования, рекомендована оценка по шкале сонливости Эпворта, а также полисомнография, тогда как во втором – клиническая оценка, в том числе динамика индекса массы тела, оценка по шкале сонливости Эпворта, а также определение приверженности к лечению.

В целом подчеркивается, что на сегодняшний день отсутствуют методы, позволяющие с высокой точностью определить риск связанных со сном ДТП у пациентов, имеющих СОАС.

Источник:
Bonsignore Mret al. Eur Respir J. 2021;57(2):2001272.


(0)