ИНТЕРНИСТ

Национальное общество усовершенствования
врачей им. С.П. Боткина

Ожидать ли повышения риска буллезного пемфигоида на фоне терапии ингибиторами дипептидилпептидазы-4?
ПУБЛИКАЦИИ

Ожидать ли повышения риска буллезного пемфигоида на фоне терапии ингибиторами дипептидилпептидазы-4?

Актуальность 

Исследования и клинические наблюдения последних нескольких лет свидетельствуют о потенциальном повышении риска развития буллезного пемфигоида на фоне использования противодиабетических препаратов ингибиторов дипептидилпептидазы-4 (DPP-4). Однако абсолютный риск развития дерматологического заболевания не известен. 

Дизайн исследования

В когортное исследование вошли пациенты из 2 крупных баз данных Optum Clinformatics Data Mart (2006-2017 год) и IBM MarketScan Research Database (2006-2016 год). 

Исследователи сравнили частоту развития буллезного пемфигоида у пациентов с сахарным диабетом 2 типа, начавших прием ингибитора DPP-4 или препарата сульфонилмочевины второго поколения. Анализ проводили с поправкой на возраст, пол, расу и конкретные ингибиторы DPP-4. 

Результаты

  • Терапию ингибиторами DPP-4 и препаратами сульфонилмочевины начали 1 664 880 пациентов, из которых 51% были женщинами (средний возраст пациентов составил 63,9 лет в обеих группах).
  • Как показал анализ, частота развития буллезного пемфигоида на 1000 человеко-лет составила 0,42 для DPP-4 ингибиторов vs. 0,31 для пациентов из группы сульфонилмочевины. Риск был выше на 42% на фоне ингибиторов DPP-4 (коэффициент рисков, 1,42; 95% ДИ, 1,17-1,72). 
  • Продемонстрировано, что риск развития буллезного пемфигоида на фоне терапии ингибиторами DPP-4 был выше у лиц 65 лет и старше (0,79 vs. 0,49 на 1000 человеко-лет; коэффициент рисков, 1,62; 95% ДИ, 1,32-1,99), у пациентов европеоидной расы (0,93 vs. 0,54 на 1000 человеко-лет; коэффициент рисков, 1,70; 95% ДИ, 1,30-2,24) и пациентов, получающих линаглиптин (1,20 vs. 0,55; коэффициент рисков, 1,68; 95% ДИ, 1,16-2,43).

Заключение

Согласно результатам крупного исследования, терапия ингибиторами дипептидилпептидазы-4 ассоциирована с более высоким риском развития буллезного пемфигоида, по сравнению с препаратами сульфонилмочевины второго поколения. Риск наиболее высок у пожилых пациентов и индивидуумов, получающих линаглиптин. 

Источник: Hemin Lee, Hye Jin Chung, Ajinkya Pawar, et al. JAMA Dermatol. Published online July 2020. doi:10.1001/jamadermatol.2020.2158. 

(0)