ИНТЕРНИСТ

Национальное общество усовершенствования
врачей им. С.П. Боткина

Риск кровотечений и тромбоэмболий после эндоскопических исследований у пациентов, получающих антикоагулянты
ПУБЛИКАЦИИ

Риск кровотечений и тромбоэмболий после эндоскопических исследований у пациентов, получающих антикоагулянты

Актуальность 

В последнее время становится все больше пациентов, которым проводятся эндоскопические процедуры на органах желудочно-кишечного тракта, которые одновременно получают прямые оральные антикоагулянты. Учитывая, что результаты некоторых исследований показывают, что прямые оральные антикоагулянты ассоциированы с большим риском гастроинтестинальных кровотечений, чем варфарин, необходимо точно знать насколько повышается риск после эндоскопических процедур. 

Дизайн исследования 

В ретроспективное когортное исследование были включены пациенты в возрасте 18 лет и старше, которые проживают в Калифорнии (США). Все пациенты получали прямые оральные антикоагулянты или варфарин и проходили эндоскопическую процедуру с января 2013 по октябрь 2019 года. 

У пациентов оценили риск кровотечений и тромбозов на протяжении 30 дней после эндоскопической процедуры. 

Результаты

  • За исследуемый период 6765 пациентов, получающих оральную антикоагулянтную терапию, прошли эндоскопические исследования. Из их 1587 пациентов получали прямые антикоагулянты и 5178 – варфарин. 
  • По данным мультивариантного анализа не найдено достоверных различий по частоте гастроинтестинальных кровотечений (отношение шансов (ОШ), Ф1,16; 95% доверительный интервал, 0,88 - 1,55; p = 0,291) или тромбоэмболических событий (ОШ, 0,92; 95% ДИ, 0,64 - 1,35; p = 0,703) между лицами, получавшими варфарин и прямые оральные антикоагулянты. 
  • Анализ по подгруппам показал, что достоверное повышение риска кровотечений на фоне прямых оральных антикоагулянтов отмечено после ЭГДС (ОШ, 1,8; 95% CI, 1,15 - 2,83; p = 0,011).

Заключение

Таким образом, не выявлено статистически значимых различий между пациентами, получавшими варфарин или прямые оральные антикоагулянты, по частоте гастроинтестинальных кровотечений и тромбоэмболических событий после эндоскопических процедур. Риск кровотечений может быть повышен после выполнения ЭГДС на фоне прямых оральных антикоагулянтов. 

Источник: Andy Tien, Karl Kwok, Elizabeth Dong, et al. Gastrointest Endosc 2020. 

(0)