Актуальность
Читая результаты исследований, мы порой задаемся вопросом, а все ли данные представлены в отчете? Усомниться в честности исследователей заставляют новые данные по популярному препарату от тошноты и рвоты во время беременности. Оказалось, что препарат пиридоксин-доксиламин, одобренный FDA в 2013 году, и назначенный уже более 33 млн женщин во всем мире, не эффективен.
Такой вывод был сделан учеными из Канады, получившими доступ к сотням страниц рандомизированного клинического исследования, изучавшего эффективность пиридоксин-доксиламина в снижении тошноты и рвоты у беременных.
Неопубликованные данные
- Изначально в исследовании использовалась 13-бальная шкала для оценки эффективности снижения симптомов у беременных. Применение пиридоксин-доксиламина (известного в Канаде под брендом Диклектин, в США - как Диклегис) приводило к снижению интенсивности симптомов на 0,7 балла больше, чем плацебо И хотя результаты были клинически значимыми, но недостаточными, чтобы массово рекомендовать терапию беременным. Ведь оказалось, что к концу 2-недельного исследования, большинство женщин из группы плацебо имели минимальные симптомы или отсутствие симптомов, как таковых.
- Любопытно, что применение «сомнительного» препарата у миллиона женщин, имеет скромную доказательную базу. Опубликованные результаты базируются на 101 женщине, принимавшей пиридоксин-доксиламин, и на 86 женщинах, получавших плацебо. Однако на самом деле в исследование было включено намного больше беременных, но большинство из них прекратили терапию.
- Помимо всего прочего, исследователи выборочно опубликовали результаты анализа вторичных конечных точек исследования. В частности, в отчете 2010 года не отмечено, что отсутствуют различия между группами по частоте визитов ко врачу и времени, в течение которого из-за симптомов женщины не могли заниматься домашними делами.
Необходимо отметить, что дурная слава за препаратом тянется с 1980 гг. Тогда препарат был добровольно отозван с американского рынка после судебных исков в связи с врожденными пороками развития. Интересно, что доводы о вреде терапии так и не были приняты судом.
Источник: Navindra Persaud, Christopher Meaney, Khaled El-Emam, Rahim Moineddin, Kevin Thorpe. PLOS ONE 2018; 13 (1): e0189978.