ИНТЕРНИСТ

Национальное общество усовершенствования
врачей им. С.П. Боткина

Какие препараты чаше всего виноваты в развитии синдрома Стивенса-Джонсона и токсического эпидермолиза
ПУБЛИКАЦИИ

Какие препараты чаше всего виноваты в развитии синдрома Стивенса-Джонсона и токсического эпидермолиза

Актуальность 

Синдром Стивенса-Джонсона и токсический эпидермолиз (болезнь Лайелла) являются жизнеугрожающими нежелательными явлениями лекарств. Однако риск развития данного нежелательного явления зависит от типа препарата. 

Корейские авторы проанализировали основные этиологические факторы развития синдрома Стивенса-Джонсона и токсического эпидермолиза, используя национальную базу данных. 

Методы

Информация для когортного ретроспективного анализа была взята из национальной базы данных Южной Кореи. Исследователи использовали данные за 2011 год. 

Результаты

  • Критериям включения удовлетворяли 187 пациентов, из них у 33 синдром Стивенса-Джонсона или токсический эпидермолиз  был расценен как очень вероятный, у 101 – как вероятный и у 57 – как возможный. 
  • Наиболее часто лекарственным препаратом, ответственным за развитие данной аллергической реакции, был аллопуринол (19 случаев), за ним шли противоэпилептические препараты карбамазепин (17 случаев) и ламотриджин (13 случаев), антибиотик амоксициллин (9 случаев) и ингибитор карбоангидразы дорзоламид (9 случаев). 
  • Большинство случаев (78,8%, 52 из 66), связанных с применением аллопуринола, карбамазепина, ламотрилжина, дорзоламида и мелазаломада происходили между 13 и 44 днями после начала терапии. 
  • Любопытно, что препарат для течения глаукомы дорзоламид входил в топ препаратов, вызывающих синдром Стивенса-Джонсона или токсический эпидермолиз, тогда как сульфониламидные антибиотики, которые традиционно считаются лидерами этого списка, не были частой причиной нежелательных явлений. Исследователи отмечают, что различия могут быть продиктованы генетическим особенностями и частотой назначения антибиотиков. 

Источник: Yang M-S et al. Searching for the culprit drugs for Stevens–Johnson syndrome and toxic epidermal necrolysis from a nationwide claim database in Korea. J Allergy Clin Immunol Pract 2020; 8:690-695. 

(0)