Материалы и методы
Исследование было сосредоточено на повреждении ГЭБ и нейровоспалении для выяснения механизмов, лежащих в основе повреждения головного мозга у пациенток с эклампсией.
В общей сложности было включено 129 женщин из биобанка Pre-eclampsia Obstetric Adverse Events в Южной Африке, перенесших кесарево сечение в период с марта 2021 года по июнь 2023 года, из которых 11 страдали эклампсией, 17 перенесли преэклампсию с осложнениями со стороны органов-мишеней, 88 перенесли преэклампсию без осложнений со стороны органов-мишеней и 13 имели нормотензивную беременность.
Использовался наблюдательный поперечный дизайн; участники были стратифицированы на основе тяжести преэклампсии (с осложнениями со стороны органов-мишеней).
Образцы СМЖ и плазмы крови были собраны во время спинальной анестезии; измеряли концентрации клаудина-5 и матриксной металлопротеиназы-9 в СМЖ и соотношение альбумина СМЖ/плазмы; уровни цитокинов и хемокинов измеряли с помощью мультиплексного анализа Bio-Plex.
Маркеры повреждения ГЭБ и уровни цитокинов сравнивали с помощью анализа ковариации.
Вторичные результаты включали корреляционный анализ между биомаркерами СМЖ и плазмы.
Выводы
У женщин с эклампсией концентрации клаудина-5 в СМЖ были в 2,7 раза выше, чем у женщин с нормотензивной беременностью (P = .005), с концентрациями в 4,0 раза выше, чем у женщин с преэклампсией и осложнениями со стороны органов-мишеней и в 3,1 раза выше, чем у женщин с преэклампсией без осложнений со стороны органов-мишеней.
Уровни интерлейкина (ИЛ)-6 были значительно повышены (в 20,7 раза; P < .001); уровни ИЛ-8 (в 7,2 раза; P < .001) и ИЛ-10 (в 2,0 раза; P = .004) также были повышены.
Не наблюдалось корреляции между уровнями цитокинов в СМЖ и плазме (P > .05), но были отмечены сильные ассоциации между уровнями ИЛ-6 и ИЛ-8 (r = 0,74).
Уровни фактора стволовых клеток были значительно ниже у женщин с эклампсией (снижение в 0,5 раза; P = .005), чем у женщин с нормотензивной беременностью; уровни лейкемия-ингибирующего фактора были в 3,8 раза выше у женщин с эклампсией, чем у женщин с преэклампсией без осложнений со стороны органов-мишеней.
Уровни моноцитарного хемоаттрактантного белка-1 были в 4,3 раза выше у женщин с эклампсией, чем у женщин с преэклампсией с осложнениями со стороны органов-мишеней; уровни интерферона-гамма были в 2,9 раза выше у женщин с эклампсией, чем у женщин с преэклампсией и осложнениями со стороны органов-мишеней; уровни ИЛ-10 были в 2,0 раза выше у женщин с эклампсией, чем у женщин с преэклампсией без осложнений со стороны органов-мишеней.
Заключение
Женщины с эклампсией испытывают острое нейровоспаление и повреждение ГЭБ, сопоставимые с паттернами, наблюдаемыми при нейродегенеративных заболеваниях, таких как острая черепно-мозговая травма, инсульт или болезнь Альцгеймера.
Следует рассмотреть возможность клинического наблюдения за женщинами, перенесшими эклампсию, после родов.
Ограничения
Исследование было ограничено тем фактом, что образцы были собраны только после начала эклампсии, что не позволило определить, было ли повреждение ГЭБ и нейровоспаление причиной или следствием эклампсии.
Несмотря на значительное число женщин с эклампсией, небольшое абсолютное число может иметь ограниченную статистическую ценность и приводить к ложноотрицательным результатам.
Источник: medscape.com/viewarticle/bbb-injury-and-neuroinflammation-eclampsia-2025a1000cec