ИНТЕРНИСТ

Национальное общество усовершенствования
врачей им. С.П. Боткина

Психологические последствия отмены кожных кортикостероидов
ПУБЛИКАЦИИ

Психологические последствия отмены кожных кортикостероидов

Актуальность 

Отмена кортикостероидов, используемых кожно, может иметь тяжёлые психологические последствия, длящиеся несколько месяцев и даже несколько лет. 

Кожные кортикостероиды активно используются в терапии хронических кожных заболеваний, таких как экзема, псориаз, себорейный дерматит. Такая терапия может продолжаться годами с постепенным увеличением дозы, чтобы снизить риск рецидива кожных высыпаний. 

Синдром отмены 

  • Известны случаи рецидива и даже усиления кожных высыпаний после отмена кожных стероидов. К примеру, могут возникать покраснения кожи, повышение ее температуры, ощущение ожога, интенсивный зуд, выпот (кожные выделения), системные симптомы, такие как выраженная слабость. 
  • Эстетический аспект, кожные высыпания, боль и дискомфорт, ассоциированные с отменой кожных кортикостероидов, могут длиться месяцами и годами, что оказывает влияние на психологическое состояние и социальную сферу. 
  • Французские специалисты предлагают обсуждать с пациентами этот аспект перед началом длительной терапии дерматокортикостероидами и, при возможности, предложить альтернативную терапию. 
  • В случае, когда решение о терапии кожным кортикостероидами положительное, их следует использовать с осторожностью (менее сильная доза и наиболее короткий период). 
  • Прогрессивное снижение дозы должно быть предложено пациентам, как только длительность приема превышает 1 неделю. 

Источник: Difficultés rencontrées à l'arrêt d'un dermocorticoïde: témoignages de patients. Rev Prescrire 2021; 41(453):509-511.

(0)