Антиретровирусная терапия как метод профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции была изучена впервые в 1994 году. Однокомпонентная схема с зидовудином показала высокую эффективность, в последующем стали использовать тройную терапию. Хотя польза для матери и будущего ребенка очевидна, результаты некоторых работ свидетельствуют о высоком риске неблагоприятных исходов на фоне применения трехкомпонентной терапии, по сравнению со схемой, содержащей меньшее число препаратов.
Исследование Promoting Maternal and Infant Survival Everywhere (PROMISE) было выполнено для оценки эффективности и безопасности различных антиретровирусных схем, использующихся для предотвращения передачи ВИЧ-инфекции от матери плоду у беременных женщин с высоким количеством CD4 лимфоцитов.
Дизайн
В исследование были рандомизированы ВИЧ-позитивные женщины, находящиеся на 14 и более неделе гестации, и имеющие общее число CD4 лимфоцитов не менее 350 в мм3. Пациентки были рандомизированы в группу монотерапии зидовудином или тройной терапии зидовудин, ламивудин, лопинавир-ритонавир (терапия с зидовудином) или тенофовир, эмтрицитабин и лопинавир-ритонавир (терапия с тенофовиром).
В качестве первичной конечной точки была выбрана частота трансмиссии ВИЧ на 1 неделе жизни ребенка и безопасность для матери и младенца.
Результаты
В финальный анализ были включены 3490 женщин, находящихся в среднем на 26 неделе гестации.
Было показано, что на фоне тройной терапии частота трансмиссии была достоверно ниже, чем на фоне однокомпонентной терапии (0,5 vs. 1,8%). Однако число нежелательных побочных эффектов степени 2-4 у женщин было выше на фоне комбинированной схемы (21,1% vs. 17,3%; P=0,008). При этом различий по частоте нежелательных реакций среди двухтрехкомпонентных схем отмечено не было (P >0,99).
Вес прирождении менее 2500 г. чаще регистрировался у детей, чьи матери получали тройную терапию с зидовудином и тенофовиром, чем те, у кого использовалась монотерапия (23,0 и 16,9% vs. 12,0%; P <0,01).
Преждевременные роды (до 37недели гестации) чаще отмечались в группе тройной терапии с зидовудином (20,5% по сравнению с монотерапией 13,1%; P <0,001). Помимо этого, схема с тенофовиром была сопряжена с повышением частоты родов до 34 недели (6,0% vs. 2,6%; P=0,04) и риска ранней младенческой смерти (4,4% vs. 0,6%, P=0,001).
Частота периода выживания без ВИЧ-инфекции была самой высокой среди младенцев, чьи матери получали тройную терапию с зидовудином.
Заключение
Перинатальное назначение тройной антиретровирусной терапии ассоциировано со значительным снижением частоты ранней передачи ВИЧ-инфекции, по сравнению с монотерапией зидовудином, но с большим риском неблагоприятных исходовдля матери и младенца.
Источник: Mary G. Fowler, Min Qin, Susan A. Fiscus, et al. Benefits and Risks of Antiretroviral Therapyfor Perinatal HIV Prevention. N Engl J Med 2016; 375:1726-1737.