ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

Оптимальное время радиотерапии после радикальной простатэктомии
ПУБЛИКАЦИИ

Оптимальное время радиотерапии после радикальной простатэктомии

Актуальность 

Оптимальное время проведения радиотерапии после радикальной простатэктомии по поводу рака предстательной железы не известно. 

Авторы настоящего исследования сравнили эффектность и безопасность адъювантной радиотерапии с наблюдательной тактикой с радиотерапией по необходимости при биохимической прогрессии заболевания (определяемая по уровню ПСА).

Дизайн исследования

В рандомизированное контролируемое исследование RADICALS-RT включили пациентов с как минимум одним из состояний: гистологическая стадия Т3 или 4, сумма баллов по шкале Gleason 7–10, положительные хирургические края или предоперационный уровень ПСА ≥10 нг/мл) после радикальной простатэктомии. 

Исследование проходило в Канаде, Дании, Ирландии и Великобритании. 

Пациентов рандомизировали в отношении 1:1 в группу адъювантной радиотерапии или наблюдательной стратегии с выполнением радиотерапии по требованию при биохимической прогрессии опухоли (ПСА ≥0,1 нг/мл или 3 последующие увеличения показателя ПСА). 

Первичной конечной точкой было выбрано отсутствие дистальных метастазов в течение 5 лет. Также у пациентов оценивали выживаемость без биохимической прогрессии заболевания, отсутствие непротокольной гормональной терапии, безопасность. 

Результаты

  • С 2007 по 2016 год в исследование включили 1396 пациентов, из них 699 вошли в группу наблюдательной терапии и 697 пациентов – в группу адъювантной радиотерапии. 
  • Средний возраст пациентов составил 65 лет. Средний период наблюдения 4,9 лет. 
  • 649 пациентам (93%) из группы адъювантной радиотерапии была выполнена радиотерапия в течение 6 месяцев. 228 пациентам (33%) из группы изначального наблюдения была проведена радиотерапия в течение 8 лет после рандомизации. 
  • 5-летняя выживаемость без биохимической прогрессии составила 85% в группе адъювантной радиотерапии и 88% в группе, где радиотерапия проводилась по требованию (коэффициент рисков, 1,10, 95% ДИ 0,81–1,49; p=0,56). 
  • Непротокольная гормональная терапия в течение 5 лет не выполнялась 93% пациентам из группы адъювантной радиотерапии и 92% пациентам из группы сравнения (коэффициент рисков, 0,88, 95% ДИ 0,58–1,33; p=0,53).
  • Отмечено ухудшение недержания мочи через год после адъювантной радиотерапии (p=0,0023). 
  • Уретральная стриктура стадии 3-4 через 2 года была диагностирована у 6; пациентов из группы адъювантной радиотерапии и у 4% пациентов из группы сравнения (p=0,020).

Заключение

Результаты исследования RADICALS-RT не поддерживают использование адъювантной радиотерапии после радикальной простатэктомии. Адъювантная радиотерапия повышает риск развития недержания мочи и уретральной стриктуры. Наблюдательная тактика с радиотерапией по требованию (биохимическая прогрессия) должна быть стратегией выбора после радикальной простатэктомии. 

Источник: Christopher C Parker, Noel W Clarke, Adrian D Cook, et al. Timing of radiotherapy after radical prostatectomy (RADICALS-RT): a randomised, controlled phase 3 trial. The Lancet. September 2020.

(0)