ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

«Распространение знаний — наша социальная функция»

Вопрос организации непрерывного образования врачей является для современной медицины одним из наиболее актуальных. На протяжении вот уже более десяти лет он успешно решается в рамках Всероссийской образовательной интернет-программы для врачей, получившей в медицинском сообществе широкую известность как Интернет-сессия «Проблемы интерниста. Семинары по внутренним болезням». О проекте и перспективах его дальнейшего развития мы попросили рассказать исполнительного директора Всероссийской образовательной Интернет-сессии, доктора медицинских наук, профессора Оксану Михайловну Драпкину.

Оксана Михайловна, расскажите, пожалуйста, когда и как возникла идея Интернет-сессии? Что послужило предпосылкой к началу этого проекта?

В 2000-м году мой учитель, академик Владимир Трофимович Ивашкин возглавил межведомственный научный совет по терапии РАМН, одна из задач которого состоит в том, чтобы вовлекать терапевтов России в обсуждение важных вопросов, связанных с тактикой ведения пациентов с разными патологиями, сложных вопросов лечения и т.д. Страна у нас огромная, и постоянно собирать людей на встречи достаточно сложно. И тогда было решено наладить общение с помощью интернета. Вначале аудитория таких интернет-конференций была немногочисленной – только главные специалисты городов. Но количество участников быстро росло, между ними велись очень интересные дебаты, выступления перерастали в научные доклады.

Стало очевидно, что эти накопленные знания нужно распространять среди всех врачей России. Но как? Публикации в российских профессиональных изданиях не всегда и не везде доступны. Книги стремительно утрачивают свою актуальность, потому что в медицине всё развивается очень быстро. Поэтому мы решили создать непрерывный образовательный интернет-курс. Так в 2001-м году возникла идея проведения интернет-сессий, и была создана Всероссийская образовательная интернет-программа для врачей, которая начала действовать в том же 2001-м году. То есть, в 2011-м мы уже отметили десятилетний юбилей. Поначалу интернет сессии проводились один раз в год, затем два раза. В итоге мы стали собирать врачей четыре раза в год — в сентябре, декабре, марте и мае. И на сегодняшний день это уже стало доброй традицией. В мае 2012 года была проведена юбилейная — тридцатая - интернет-сессия.

Мы понимали, что нужно отходить от традиционных лекций, когда, например, выступает какой-то столичный лидер, а все остальные только слушают. Наши сессии построены по другому принципу: это обсуждение проблемы, в котором может принять участие каждый слушатель. Причём лидера для основного доклада мы выбираем не по территориальному принципу, а с позиции его компетентности, глубины знания обсуждаемой проблемы. Прекрасные специалисты есть в регионах. Например, на майской сессии этого года у нас были замечательные выступления представителей научных школ Владивостока, Новосибирска. После доклада обязательно проводится дискуссия, в которой может принять участие любой участник интернет-сессии, где бы он ни находился.

По мере развития технологий, развивался и наш проект – в плане качества видеосвязи, качества интернет-общения из любой точки России и мира. Для этого была создана специальная студия. Сейчас интернет-сессии проводятся в интерактивном режиме, то есть, люди слушают доклады лекторов, затем проводится дискуссия, вопросы – ответы в режиме онлайн. Таким образом, идея использования интернет-технологий для непрерывного постдипломного образования на сегодняшний день нами полностью реализована технически.

Каким образом можно принять участие в дискуссии, задать вопрос лектору?

Задать вопрос можно либо в чате, либо по телефону бесплатной линии. А можно просто подключиться к трансляции. Сейчас все ноутбуки оснащены видеокамерами, поэтому участнику интернет-сессии достаточно позвонить в нашу техническую службу, чтобы его тут же вывели на монитор.

Что ещё, помимо технологической базы, изменилось за последнее время?

У нас настолько много участников и идей, что в прошлом году было решено создать национальное интернет-общество врачей по внутренней медицине. Задача общества состоит в том, чтобы обеспечить возможность получения информации для учёбы врачей в каждом, даже самом отдалённом уголке России, а также обратную связь. На сегодняшний день в интернет-общество уже входит много врачей, сейчас оно расширяет свою структуру, формируются его комитеты.

Как повлияло регулярное проведение Интернет-сессий на распространение интернет-коммуникаций в медицинском сообществе? Много ли последователей у Вашего проекта?

Сейчас многие медицинские общества обращают внимание на интернет, как на очень удобный способ обучения специалистов. Потому что ездить постоянно на научные семинары и тому подобные мероприятия невозможно из-за огромных расстояний. Кроме того, сейчас действуют новые правила, которые не позволяют врачу так просто оставить своё рабочее место. Поэтому, да, у нашего проекта появились последователи. Например, сейчас проводится много различных вебинаров. Однако, такая форма общения очень сильно уступает по качеству интернет-сессиям. Во-первых, количество участников вебинара ограничено — как правило, это общение между собой двух-трёх, максимум десяти центров. Во-вторых, люди на другом конце могут видеть только то, на что направлена веб-камера — либо лектора, либо его презентацию, а порой затылок докладчика, заслоняющий слайд.

Национальное интернет-общество использует технологию интернет-телевидения, что обеспечивает очень высокое качество трансляции и позволяет не ограничивать число участников. Также в нашей студии во время трансляций ведётся запись. И если у человека не получилось посмотреть интернет-сессию или круглый стол онлайн, он может увидеть всё, что его интересует, потом, в любое время, на нашем сайте Интернист.ру (internist.ru) – доступ к видеолекциям и другим материалам абсолютно свободный и бесплатный.

Оксана Михайловна, а как складываются отношения интернет-общества врачей с государством в лице Министерства здравоохранения? Ваша программа получает какую-то поддержку с его стороны?

Как таковой, поддержки пока нет. Возможно, потому, что мы официально не входим в структуру Минздрава. Но мы хотим сотрудничества, потому что в последние годы Минздрав проводит, действительно, очень большую работу в области модернизации медицины и медицинского образования. И мы готовы к такому сотрудничеству. Например, мы транслировали несколько конференций Минздрава, посвящённых различным важным вопросам, в том числе, правовым. Мы также предложили свои ресурсы для того, чтобы обеспечивать доступность важных документов, экспертных мнений, материалов междисциплинарных комитетов. Есть и другие вопросы, в решении которых наш опыт мог бы оказаться полезен. Хотелось бы надеяться, что наши предложения будут услышаны и восприняты новым руководством Минздрава.

О каких проблемах идёт речь?

Одна из них - подтверждение категории врача. Сейчас, чтобы подтвердить категорию, то есть, написать тесты и пройти собеседование, врачи должны приезжать в Москву, и на это тратится много рабочего времени и денег. Но для получения категорий можно использовать интернет-технологии. И мы готовы этим заниматься.

Также остро стоит вопрос системности непрерывного медицинского образования. К примеру, на Западе для оценки профессионального уровня врача разработана система кредитных единиц (СME) за любую научную активность — участие в конференциях, форумах, симпозиумах, публикации. У нас подобной системы нет, но она сейчас разрабатывается. И если под неё подвести платформу последипломного интернет-образования, которую мы создали в рамках Всероссийской образовательной Интернет-сессии, можно решить очень много проблем и сэкономить значительные средства. Потому что отпадает необходимость привозить людей из регионов, чтобы послушать авторитетного лектора или, наоборот, лектору ездить по всей стране. У нас есть техническое решение, которое даёт возможность услышать и доклад, и последующую дискуссию, что называется, вживую, не покидая при этом рабочего кабинета или дома.

Насколько велика аудитория онлайн-трансляций? Разница во времени не сказывается на её численности?

Количество подключений во время интернет-сессий превышает десять тысяч. Участвует более 120 городов России и СНГ, несмотря на разницу во времени, хотя, казалось бы, это практически невозможно. Например, мы получаем сообщения из Ханты-Мансийска и многих других городов о том, что они регулярно смотрят интернет-сессии. А иногда мы узнаём о совершенно удивительных вещах. Вот, например, один такой случай. Как-то на наш сайт написал из Украины человек, нам незнакомый, что он пропустил лекцию на одной интернет-сессии, и просил выслать материал или дать ссылку, где можно посмотреть. Оказалось, что он — главный врач поликлиники. Мы стали с ним общаться, и выяснили, что этот энтузиаст уже в течение десяти лет во время интернет-сессий всех врачей своей поликлиники приводит к себе домой, потому что на работе у них нет доступа в интернет. Они всё слушают, записывают, и интернет-сессии для них - основной источник знаний. Представляете, люди за десять лет не пропустили ни одной интернет-сессии, а мы об этих участниках даже ничего не знали! Так что, наша образовательная программа очень востребована.

Разумеется, наше национальное интернет-общество содействовало, чтобы в эту поликлинику провели интернет, снабдило минимальным необходимым оборудованием. Собственно, чтобы смотреть интернет-сессии только и нужно, что любой компьютер и доступ в интернет — больше ничего. Мы специально делали такую систему, чтобы оборудования требовалось как можно меньше, и вход в неё был как можно проще.

А в этом году, в день святого Валентина, мы провели первый Всемирный интернет-конгресс. Была очень хорошая программа, блестящие лекторы - российские и зарубежные. Например, крупнейший специалист в области язвенной болезни хеликобактер пилори профессор Питер Малфертейнер, величайший авторитет в области атеросклероза профессор Джон Кастелайн и другие известные, уважаемые специалисты. А активность участников «по ту сторону» монитора была просто потрясающей. Люди даже стихи присылали с благодарностью. Я помню, один доктор из Тбилиси написал: «Мы ждали несколько ночей Конгресс серьёзный для врачей. И вот он наступил, ура! Здоровья, счастья и добра!». Получая подобные отклики, мы понимаем, насколько людям нужно то, что мы делаем. И нас это, конечно, очень поддерживает и греет.

Как Вы думаете, почему проект, настолько востребованный широким медицинским сообществом, до сих пор не получил официального статуса? Почему лекции в рамках интернет-сессий не могут быть приравнены к курсам повышения профессиональной квалификации врачей?

Я думаю, что в этом отчасти есть и наша вина. Для того, чтобы наша интернет-программа была признана официально, нужно сначала согласовать с Министерством образования и Министерством здравоохранения организационные вопросы. В первую очередь, саму программу обучения , количество часов, которое на неё должно отводиться и т.д. Например, решить, что одна интернет-сессия – это, предположим, восемь часов образования и, допустим, две кредитные единицы. Наверное, следующим нашим шагом должно быть внедрение в систему государственного последипломного образования. Нужно идти в Минобразования, потому что в Минздраве о нас уже знают.

Конечно, мы очень хотим наладить взаимодействие с государственной системой, мы к этому готовы, и сейчас будем предлагать нашу программу новому составу руководства Минздрава, потому что нам, действительно, есть, что предлагать. Техническая часть проекта полностью решена. Создана платформа, объединяющая — что очень важно - практически все российские научные медицинские школы.

Сейчас у нас есть новая задумка. Как я уже говорила, в год проводится четыре интернет-сессии. И мы хотим сделать так, чтобы одну сессию полностью проводило какое-либо медицинское учреждение. Например, Новосибирский институт патологии кровообращения имени академика Мешалкина. То есть, мы им отдаём весь день, они сами составляют программу интернет-сессии, подбирают лекторов, рассказывают о проблемах, которыми у себя занимаются. Ведь в регионах очень много энтузиастов, специалистов высочайшего уровня, но их практически никто не знает. Мы хотим, чтобы они себя показали. Поэтому всем институтам, клиникам, которые пришлют нам заявки, планируем такую возможность предоставить. Возможно, это будет Томский медицинский институт, или Харьковский НИИ терапии имени Малой, или какая-то другая школа. Словом, есть, что показать, и мы хотим, чтобы вся Россия и весь мир увидели, что в наших клиниках интересного происходит.

Пока Минздрав хранит молчание, Вашим проектом могут заинтересоваться коммерческие структуры. Сейчас фармацевтические компании ограничены в работе с врачами напрямую. И , наверняка, возрастёт их интерес к интернет-сессиям и сайту как к возможному каналу информирования о своих продуктах, их продвижения. Как здесь сохранить баланс, чтобы, с одной стороны, доносить до специалистов информацию о новых лекарственных средствах и их свойствах, а с другой — не превратиться в рекламный ресурс?

Могу со стопроцентной уверенностью сказать, что рекламным ресурсом мы никогда не станем, потому что уже закалены десятилетним опытом работы. На нашем сайте не было, нет и не будет никакой продуктовой рекламы. И на интернет-сессии мы никогда не пропускаем заказные лекции. Мы обсуждаем проблемы. Наверное, распространение информации о препаратах в рамках образовательных проектов может быть привлекательно для компаний. Но мы не рассказываем о препаратах. Естественно, мы их касаемся, потому что мы обсуждаем проблему: сначала её диагностику, потом клинические проявления и, конечно, лечение, но с учётом международных стандартов. И если, к примеру, какой-нибудь производитель биологически активной добавки захочет о ней заявить, то этого не будет. И сайт, и образовательная программа, и национальное интернет-общество оперируют только научно выверенной информацией. И это строго контролирует академик Ивашкин. Он знает, где проходит эта грань. И мы даже не приближаемся к тому, чтобы какую-то тему включить в обсуждение из меркантильных соображений.

В таком случае возникает закономерный вопрос: из каких источников обеспечивается финансирование вашего проекта? Ведь содержание студии, обеспечение трансляций, интернет-трафик, приглашение лекторов — всё это стоит немалых денег?

Конечно, вопрос финансирования стоит остро. В принципе, мы допускаем сотрудничество с некоммерческими фондами и организациями, возможно, даже с компаниями, которые поддерживают образовательную активность и только в рамках именно такой поддержки. Но, в любом случае, для нас самое главное — сохранять независимость, и так будет всегда.

Определённые средства мы получаем от РАМН, поскольку наша программа действует под эгидой Научного Совета по терапии. Этих денег хватает для того, чтобы поддерживать студию. Большинство лекторов, как это ни странно звучит в наше время, работают без гонорара, потому что это энтузиасты своего дела. Меня, например, интернет-сессия уже просто «засосала». Когда я хочу рассказать о каком-то новом достижении нашей кафедры, чтобы поделиться с коллегами своими мыслями и услышать в ответ, в верном ли направлении двигаюсь, я прихожу в студию, говорю, получаю через какое-то время фидбэк. И вижу, что, например, и в Ханты-Мансийске, и в Воронеже тоже есть такие же мысли. Также интернет-сессия - это трибуна для того, в первую очередь, чтобы донести до всех наших врачей информацию о последних международных рекомендациях, потому что мы должны лечить по рекомендациям, по стандартам. Рассказывая об этом, лектор выполняет социальную функцию. Потому что распространение знаний — это социальная функция национального интернет-общества.

Какими Вам видятся дальнейшие перспективы проекта? В каких направлениях планируете его развивать?

Во-первых, мы хотим, чтобы интернет-конгресс стал такой же доброй традицией, как и интернет-сессии. То есть, планируем развивать разные форматы общения, потому что если интернет-сессия состоит из двадцатиминутных лекций с последующей дискуссией, то интернет-конгресс проходит по несколько другой схеме, которая, в том числе, включает обсуждение клинических случаев. Мы уже наметили, что конгресс будет проводиться ежегодно, в день Святого Валентина.

Во-вторых, мы намерены продолжать общение и укреплять сотрудничество с европейскими и американскими лидерами. Они в некоторых вопросах нас, конечно, опередили, но по ряду направлений мы им ничуть не уступаем. Поэтому во время телемостов с Европой мы, с одной стороны, учимся новому, а с другой — понимаем, что и сами не лыком шиты, и всё у нас нормально. Есть сложности, чего греха таить – с лекарствами, с какими-то назначениями, со стандартами. Это всё проблемы, я бы сказала, несколько искусственные. Но в плане знаний и умений у российских врачей всё в порядке.

И в-третьих, мы будем стараться как-то вписаться в план работы Минздрава, будем предлагать свои ресурсы и опыт.

Сейчас в России набирает силу тренд применения интернет-технологий в сфере высшего образования. Как Вы считаете, опыт интернет-сессий может оказаться здесь полезным?

То, что мы сейчас делаем, больше рассчитано на людей с определённым уровнем профессиональной подготовки. Но, разумеется, получать университетское образование с помощью интернет-технологий вполне можно. Тем более, что студентов не надо обучать, как пользоваться компьютером и интернетом. У них в этом плане никаких проблем нет. Если говорить о конкретике сегодняшнего дня, то я являюсь руководителем терапевтического направления студенческого движения в Первом медицинском университете имени Сеченова, и интернет-технологии у нас активно применяются, например, при проведении олимпиад, что значительно расширяет возможность участия иногородних студентов.

Светлана Громакова
спец. корреспондент
internist.ru

(0)