Рациональность назначения и потребления лекарственных препаратов определяется исключительно врачом. В первую очередь, потому что только врачи (фельдшеры) уполномочены выписывать рецепты на рецептурные лекарственные препараты, а также потому что курсы потребления лекарственных препаратов (даже безрецептурных), по общему правилу, определяются медицинскими работниками в рамках оказания медицинской помощи (см., например, п. 53 ст. 4 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказ Минздравсоцразвития от 18.09.2006 № 665 и т.д.).
При этом в силу пп. 4п. 1 ст. 74 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» врач обязан информировать пациента об иных доступных лекарственных средствах для лечения данного заболевания (независимо, попадают ли они под какие-либо государственные программы возмещения или нет).
Таким образом, прогнозирование необходимого финансирования и обеспечение рационального потребления ЛС должно осуществляться не только с учетом данных и стандартов, но и с учетом мнения профессионального врачебного сообщества каждого субъекта Российской Федерации.
Обсуждая варианты стимулирования перехода на GMP тех производителей, которые производят аналогичные лекарственные средства, не имея стандарта GMP, стоит заметить, что положение п. 6 ст. 71 ФЗ «О лекарственных средствах», устанавливающее соответствие стандартам GMP в качестве лицензионного требования осуществления деятельности по производству лекарственных средств с 01.01.2014 года, по-видимому, является самодостаточной мотивацией для скорейшего внедрения этих стандартов.
И не видим острой необходимости к дополнительному побуждению производителей к переходу на GMP через методику определения цен возмещения.