00:00
Оксана Михайловна Драпкина, профессор, доктор медицинских наук:
– Елена Александровна, вот вам вопросы. Марине Федоровне тоже поступили вопросы. Марина Федоровна, я вас вижу.
Марина Федоровна Осипенко, профессор, доктор медицинских наук:
– Слушаю вас.
Оксана Драпкина: Вопрос из Челябинска.
Вопрос: Марина Федоровна, спасибо за прекрасную лекцию. Можно ли использовать «Рифаксимин» ("Rifaximin" для санации кишечника перед операциями на ЖКТ?
Марина Осипенко: Безусловно. Препарат «Альфа Нормикс» (Alfa Normix), препарат «Рифаксимин», который имеется у нас на рынке, можно использовать для санации перед операцией.
Оксана Драпкина: Следующий вопрос.
Вопрос: Есть ли у «Рифаксимина» противопоказания и лекарственные взаимодействия?
Марина Осипенко: У «Рифаксимина» противопоказания – это индивидуальная непереносимость, которая встречается крайне редко. Межлекарственных взаимодействий с другими препаратами практически не зафиксировано.
01:08
Оксана Драпкина: Вопрос из Архангельска. Королевская Анна спрашивает.
Вопрос: Какой дифференциальный диагноз при подозрении на дисбактериоз вы обычно проводите? Какие признаки считаете патогномоничными?
Марина Осипенко: Уважаемые коллеги. Дисбактериоз – это такой термин, который на самом деле, по моему глубокому убеждению, на сегодняшний день имеет отношение к патофизиологическим механизмам развития. Рассматривать дисбактериоз на сегодняшний день как клинический диагноз не представляется возможным. В связи с тем, что он не имеет специфических симптомов – это первое. Второе – у нас нет методов диагностики.
Дело в том, что микрофлора желудочно-кишечного тракта – это очень подвижная субстанция. Даже слегка изменив характер питания, мы изменяем микрофлору. Микрофлора совершенно разная в разные времена года. Возможно, и в разное время суток, и так далее. Очень большое количество физиологических факторов влияет на состав микрофлоры.
На сегодняшний день, не имея инструмента, которым мы могли бы отличить норму от патологии, расценивать дисбактериоз как клинический диагноз нет абсолютно никаких оснований. Когда мы говорим о синдроме избыточного бактериального роста, то мы подразумеваем вполне конкретное состояние, когда количество микроорганизмов в тонкой кишке больше нормативных. Когда же мы говорим или используем термин «дисбактериоз» – мы не подразумеваем каких-то конкретных специфических симптомов или изменений.
Мы уверены, что микрофлора играет колоссальную роль в жизнедеятельности и желудочно-кишечного тракта, и организма в целом. Но отличить норму от патологии на сегодняшний день нельзя. Поэтому синдром избыточного бактериального роста – это симптомокомплекс, который имеет критерии диагноза и понимания на сегодняшний день. Что же касается второго состояния, то я постаралась его максимально охарактеризовать.
03:33
Оксана Драпкина: Спасибо большое, Марина Федоровна. Еще раз спасибо за прекрасную лекцию. Сколько сейчас в Новосибирске времени?
Марина Осипенко: В Новосибирске начало десятого. Вечера. Еще не утро.
Оксана Драпкина: Прекрасно! Спасибо вам огромное. Я думаю, что вам аплодирует наша интернет-аудитория. Спасибо огромное, что были с нами. Я думаю, не последний раз.
Марина Осипенко: Спасибо огромное, что пригласили.
Оксана Драпкина: До встречи. А мы продолжаем ответы. Елена Александровна, у вас есть вопросы.
Елена Полуэктова, кандидат медицинских наук:
- Да, у меня есть вопросы. Первый вопрос – это то, о чем говорила Марина Федоровна.
Вопрос: Есть ли разница в терминах «дисбактериоз» и «избыточный бактериальный рост?»
Я хочу немного добавить к тому, о чем, на мой взгляд, исчерпывающе рассказала Марина Федоровна.
Несколько лет назад к нам в клинику приезжали доктора из Франции. С ними беседовали мои коллеги. Когда зашла речь о термине «дисбактериоз», ни на французском, ни на английском языках не смогли объяснить, что это такое. Это, к сожалению, не очень верное изобретение нашего прошлого здравоохранения. Наверное, давайте не будем пользоваться этим термином.
А избыточный бактериальный рост – это то, о чем сказала Марина Федоровна – это избыточный рост бактерий в тонкой кишке.
Вопрос: Какой пробиотик, по вашему мнению, наиболее эффективен при наличии запора?
В последнее время мне посчастливилось поработать с относительно новым пробиотиком «Фуросан». Мне кажется, что он был достаточно эффективным у наших пациентов с запорами, и поэтому я могу его рекомендовать в этой категории пациентов. Это безопасный и достаточно эффективный пробиотик, который включает в себя микроорганизмы, наиболее эффективные у пациентов с запором и у пациентов с диареей.
05:48
Вопрос: Молочнокислые бактерии в составе пробиотиков. Подразумевает ли это под собой содержание лакто- и бифидобактерий. Так ли это?
Молочнокислые бактерии – это все-таки имеется в виду, что пробиотик содержит лактобактерии.
Вопрос: Как вы относитесь к пребиотикам?
Я хорошо отношусь к пребиотикам. Что такое пребиотик? Пребиотик – это та среда, в которой микроорганизмы будут чувствовать себя комфортно. Это создание вот таких условий их обитания. Конечно же, я отношусь очень положительно.
Вопрос: Как вы относитесь к группе самоэлиминирующихся антагонистов? Какова особенность применения именно этой группы?
Я не знаю, почему вы так назвали группы «самоэлиминирующиеся антагонисты».
На самом деле, каких-то особенностей применения этой группы препаратов не существует. Они применяются в соответствии с инструкцией. Надо сказать, что в отношении «Бактисубтила» ("Bactisubtil") не так много клинических исследований, которые бы подтверждали или опровергали его эффективность. Но этот препарат достаточно хорошо себя зарекомендовал.
Вопрос: Учитывая подтвержденные данные по микрофлоре при ожирении, есть ли работы по применению пробиотиков при лечении ожирения?
Мне, к сожалению, такие работы не попадались. Оксана Михайловна, вы можете?
Оксана Драпкина: Мне попадались такие работы. Когда Владимир Трофимович читал лекцию мастер-класса «Микробиота и ожирение», там как раз все это подводилось под то, что иногда пробиотики могут быть полезны. Но, конечно, я хочу сказать, что все это только экспериментальные работы. Пробиотики – это не препараты для лечения ожирения.
07:43
Елена Полуэктова: Наверное, да. Все, у меня все вопросы.
Оксана Драпкина: Дорогие коллеги!
Мы сегодня 29-й раз провели с вами практически целый день. Мы переходили из одного часового пояса в другой, к нам подключались разные города, регионы, страны. У нас и англоговорящие коллеги подключились из Бохума, за что им тоже отдельное спасибо.
Эта встреча, безусловно, не последняя. Восьмого мая нас ждет встреча юбилейная, уже тридцатая. Уже тридцать раз мы с вами будем вместе на Всероссийской Интернет Сессии. Следите за информацией на сайте.
Еще раз призываю всех зарегистрироваться на сайте для того, чтобы вы получали все уведомления о тех мероприятиях, интересных круглых столах, клинических разборах, которые проводятся на сайте www.internist.ru.
Призываю вас вступать в Национальное интернет-общество врачей внутренней медицины для того, чтобы мы могли обмениваться опытом, помогать друг другу, иметь возможность обратиться за советом к академику, профессору и так далее.
Еще раз спасибо, до свидания, до встречи.