ИНТЕРНИСТ

Всероссийская образовательная
интернет-программа для врачей

Последствия прекращения антикоагулянтной терапии у пациентов с желудочно-кишечными кровотечениями
ПУБЛИКАЦИИ

Последствия прекращения антикоагулянтной терапии у пациентов с желудочно-кишечными кровотечениями

Применение антикоагулянтов сопряжено с высоким риском развития желудочно-кишечных кровотечений (ЖКК). При этом данные о безопасности возобновления антикоагулянтной терапии после эпизода ЖКК ограничены.

Материалы и методы

В проспективное обсервационное когортное исследование были включены пациенты, госпитализированные по поводу развития ЖКК и получающие системные антикоагулянты. После выписки из стационара, все больные были разделены на 2 группы: первые продолжали применение антикоагулянтов, вторым – терапия не назначалась.

Через 90 дней у них были проанализированы такие показатели, как развитие тромбоэмболических событий, повторная госпитализация по поводу рецидива ЖКК и смертность.

Результаты

Было выявлено 197 пациентов, у которых на фоне системной антикоагулянтной терапии развились ЖКК (у 145 (74%) на фоне варфарина).

В течение периода наблюдения у 7 пациентов (4%) развились тромбоэмболические события и 27 (14%) были вновь госпитализированы по поводу рецидива ЖКК.

Продолжение антикоагулянтной терапии было независимо ассоциировано с низким риском развития серьезных тромботических событий в течение 90 дней (HR=0.121, 95% CI 0.006–0.812, P=0.03).
Продолжение антикоагулянтной терапии после выписки было незначительно ассоциировано с повышением риска повторных желудочно-кишечных кровотечений к 90 дню (HR=2.17, 95% CI=0.861–6.67, P=0.10) или смерти в течение 90 дней (HR=0.632, 95% CI=0.216–1.89, P=0.40).

Заключение

Возобновление антикоагулянтной терапии после выписки пациентов из стационара после эпизода желудочно-кишечного кровотечения ассоциировано с низким риском развития тромбоэмболических событий без повышения риска рецидива кровотечений в течение 90 дней. Преимущества от антикоагулянтной терапии могут превышать риск развития повторных геморрагий.

Источник: N Sengupta MD, J D Feuerstein MD, V R Patwardhan MD, E B Tapper MD, G A Ketwaroo MD, A M Thaker MD and D A Leffler MD, MS. The Risks of Thromboembolism Vs. Recurrent Gastrointestinal Bleeding after Interruption of Systemic Anticoagulation in Hospitalized Inpatients With Gastrointestinal Bleeding: A Prospective Study. Am J Gastroenterol 2015; 110:328–335.

 

Подготовила: Евсютина Ю.В.

(0)