ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

Сравнение маркеров липидного профиля у пациентов с ишемической болезнью сердца
ПУБЛИКАЦИИ

Сравнение маркеров липидного профиля у пациентов с ишемической болезнью сердца

Актуальность

Согласно результатам менделеевских исследований не найдена причинно-следственная связь между уровнем ЛПВП и развитием ишемической болезни сердца (ИБС) и фармакологическая стимуляция ЛПВП не имеет подтвержденного эффекта. Большой интерес представляет гипотеза, которая гласит, что ЛПВП не обладает достаточным протективным эффектом в отношении атеросклероза и что существуют другие маркеры риска ИБС. К примеру, аполипропротеин A-I (апоA-I), который является основным компонентом ЛПВП. 

Однако результаты проспективных исследований, в которых изучалась связь aпоA-I и ПЛВП с риском ИБС, носят противоречивый характер. Отчасти это можно объяснить сложностью взаимосвязи между 2 показателями, которую трудно нивелировать при применении традиционных регрессионных моделей. 

Методы

Для анализа данных нескольких крупных исследований: Cancer-Norfolk Prospective Population Study (n=17 661), Atherosclerosis Risk in Communities Study (n=15 494) и Women’s Health Study (n=27 552) был применен новый подход разделения концентрации апоА-1 и ЛПВП на квартили. 

Исследователи оценивали ассоциацию между уровнем апоА-1 и риском ИБС, а также факторами риска ИБС (возраст, мужской пол, индекс массы тела (ИМТ), HbA1c, триглицериды, не-ЛПВП-холестерин, апоВ, систолическое артериальное давление (САД), С-реактивный белок, метаболический синдром, употребление алкоголя) в 4 квартилях ЛПВП и наоборот. 

Основные результаты

  • Коэффициент рисков для событий, ассоциированных с ИБС, составил 0.34 (95% CI 0.30-0.39, P trend <0.001) для наибольшей квартили ЛПВП, по сравнению с наименьшей. После учета всех факторов показатель составил 0.69 (95% CI 0.59-0.80, P trend <0.001).
  • Коэффициент рисков для событий, ассоциированных с ИБС, составил 0.55 (95% CI 0.49-0.62, P trend <0.001) для наибольшей квартили апоА-1, по сравнению с наименьшей. После учета всех факторов показатель составил 0.75 (95% CI 0.66-0.86, P trend <0.001).
  • Почти у половины пациентов квартили ЛПВП и апоА-1 были несогласованны.
  • В каждой квартили апоА-1, наиболее высокие показатели ЛПВП были ассоциированы с более низким риском ИБС, В противовес этому, в каждой квартили ЛПВП не было найдено строгих ассоциаций между уровнем апоА-1 и риском ИБС. 
  • Уровни ЛПВП в каждой квартили апоА-1 были обратно ассоциированы с факторами риска ИБС (P<0.001 для всех). Однако противоположный результат был получен для показателей апоА-1 - положительная ассоциация между возрастом, женским полом, ИМТ, гликированным гемоглобином, не-ЛПВП-холестерином, триглицеридами, САД, апоВ, С-реактивным белком. (P<0.001).

Заключение

Была получена строгая и обратная ассоциация между риском ИБС и показателями ЛПВП и апоА-1. Однако данные ассоциации не были взаимозаменяемыми, поскольку уровни апоА-1 не демонстрировали подобной тенденции при учете квартилей ЛПВП. Таким образом, апоА-1 не облает большей предиктивной значимостью по сравнению с ЛПВП в отношении ИБС.

Источник: Julian C. van Capelleveen, Andrea E. Bochem, S. Matthijs Boekholdt, et al. Journal of the American Heart Association. 2017;6:e006636. 

(0)