29-30 сентября 2016 г., г. Москва, Россия
Репортаж:
«Заказ общества есть определенный – нам нужны более качественные врачи», - президент Национальной медицинской палаты Рошаль Л.М.
В деле оказания эффективной медицинской помощи важна не только ресурсная составляющая, но и уровень подготовки специалистов. Среди основных приоритетов Министерства здравоохранения - развитие системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО), а также информатизация отрасли. Для обсуждения результатов проделанной работы, а также выбора дальнейшего вектора движения 29-30 сентября была организована VII международная конференция «Росмедобр 2016. Инновационные обучающие технологии в медицине». В конференции приняли участие врачи, представители здравоохранения, руководители профессиональных обществ и образовательных организаций.
Тёплыми словами приветствия и пожеланиями в адрес участников открыл конференцию президент Национальной медицинской палаты Рошаль Л. М. Леонид Михайлович отметил, что в данный момент происходит изменение всей системы высшего образования, в большей степени за счёт внедрения системы НМО. Образование нуждается в реформировании, так как после окончания ВУЗов большинство студентов не готово к практической работе. Стоит отметить, что современные студенты используют другие технологии для обучения. Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК), руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова рассказала, что сейчас молодежь привыкла общаться и получать информацию в виде коротких и емких сообщений. Поэтому способы образования должны адаптироваться под новые запросы учащегося.
Изучение опыта модернизации стран Европы с учётом особенностей России может стать полезным в выборе дальнейшей стратегии развития. Страны Европейского Союза представил Ромуальд Кражевски, президент UEMS (Европейский Союз медицинских специалистов). В своём сообщение доктор Кражевски коснулся вопросов непрерывного профессионального развития в Евросоюзе. UEMS организует европейские экзамены по 27 специальностям/компетенциям. В контексте НМО образовательные активности очень разнообразны и требуют «единой валюты» для оценки активности специалиста. В качестве «валюты» Роумальд Кражевски предложил использовать образовательные кредиты.
В связи с обновлениями нормативной базы появляются новые формы повышения квалификации и допуска к деятельности медицинских работников. Ответить на новые вызовы в системе подготовки медицинских кадров была приглашена директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Семёнова Т.В. «Мы практически завершили пилотирование НМО и сейчас говорим о его повсеместном внедрении», - заявил лектор. Тема, затронутая Татьяной Владимировной, вызвала горячее обсуждение. Тем не менее, переход на новую систему будет осуществляться поэтапно и должен быть завершён к 2025 г. Главная цель внедрения системы НМО - повышение качества оказания медицинской помощи пациентам. Основные изменения будут заключаться в том, что медицинский работник должен повышать свою квалификацию не раз в 5 лет, а на протяжении всей профессиональной деятельности. Каждый год врачу необходимо набирать не менее 50 часов обучения, а набрав нужное количество через 5 лет, пройти аккредитацию. Такая система позволит врачу выбирать наиболее важные для себя компетенции из мероприятий, одобренных специальной комиссией и размещённых на сайте edu.rosminzdrav.ru, а также проходить обучение без отрыва от производства за счёт дистанционных технологий.
В России стремительно набирает обороты ещё один масштабный процесс - оснащение и открытие симуляционных центров при ВУЗах. Данное направление было рассмотрено в рамках следующей секции, посвящённой современным обучающим технологиям в медицине. Барри Иссенберг, директор Центра исследований в медицинском образовании Майкла С. Гордона (Университет Майами, США) выступил с докладом о доказательных основах применения симуляционных технологий в медицинском образовании, а на следующий день с их помощью провёл мастер-класс по оценке умений участников. Однако Семёнова Т.В. выразила сомнения по поводу репрезентативности результатов, полученных на тренажере. По её мнению, на симуляционных муляжах не всегда удаётся однозначно оценить практические навыки представителей хирургических специальностей.
Для того чтобы врач получал качественное образование, обучающие мероприятия проходят тщательный отбор. В этом процессе участвуют провайдеры (проводят мероприятия/разрабатывают образовательные модули) и рецензенты (оценивают качество мероприятия/модуля). Взаимодействие провайдеров и профессиональных обществ вызвало живой отклик со стороны участников. Дискуссия была разделена на три блока: роль профессиональных обществ в НМО, участие индустрии в НМО и кто может быть провайдером НМО.
В ходе бурной дискуссии на обсуждение были вынесены следующие вопросы:
1) кто имеет право разрабатывать учебные мероприятия: профессиональные общества или любые другие организации, получившие одобрение от рецензента, как это практикуется в странах Европейского Союза? Этот вопрос было решено оставить для дальнейшего обсуждения на заседании координационного Совета по НМО при Минздраве России.
2) как снизить влияние фармакологических фирм на качество образования? Было решено ввести жёсткие требования в отношении спонсирования фармакологическими компаниями аккредитованных мероприятий.
3) сколько часов бесплатного использования образовательных ресурсов может быть доступно? Гузель Улумбекова резюмировала, что наиболее оптимальной схемой представляется введение 14 бесплатных часов. Следующие часы могут быть оплачены самими врачам или благодаря грантам фармакологических компаний и взносам членов профессиональных обществ.
4) должна ли быть платной оценка соответствия? Было предложено сделать аккредитацию платной в зависимости от количества предоставляемых кредитов..
На следующий день участники имели возможность пройти симуляционный тренинг по неотложной помощи, стоматологии, акушерству и хирургии. Несмотря на мощный рывок в сфере симуляционного обучения, теоретические знания становятся не менее востребованными, чем практические умения. Именно поэтому для постоянного доступа к обновляемой базе знаний важно поддерживать и развивать инновационные образовательные ресурсы. Член Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении, председатель президиума Национального интернет - общества специалистов по внутренним болезням подчеркнул значимость дистанционного образования и поделился впечатляющими результатами. Качество образования и усвоение новой информации слушателями зависит не только от содержания научного модуля или мероприятия, но и от умения лектора преподнести тему, использования 3-D методик и других спецэффектов во время выступления или по ст обработки видеозаписей и т.д. В этом контексте интернет телевизионное вещание становится выгодным и простым способом для наиболее эффективного усвоения материала слушателями. Главной целью должно стать налаживание эффективной и четко работающей системы распространения информации.
Чтобы вывести образование врачей на новый уровень нельзя пренебрегать новыми методиками и технологиями. Президент РОСОМЕД Кубышкин В.А. заявил: «Образование не может иметь застывшую форму. Оно постоянно меняется. Если врач не совершенствуется в течение всей карьеры, то отрасль умирает».
Президент Национальной медицинской палаты Рошаль Л. М. с приветственными словами в адрес участников конгресса «Росмедобр 2016. Инновационные обучающие технологии в медицине»
Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Улумбекова Гузель Эрнстовна с докладом «Как учат здравоохранению в Гарварде»
Президент Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) Кражевски Ромуальд с докладом «Непрерывное профессиональное развитие в Евросоюзе»
Директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Семёнова Т. В. с докладом «Непрерывное медицинское образование и аккредитация специалистов»