ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Лечение дисфункциональных маточных кровотечений: новые американские рекомендации

Американская коллегия врачей гинекологов и акушеров-гинекологов (American College of Obstetricians and Gynecologists, ACOG ) предложила обновленные рекомендации по лечению нерегулярных маточных кровотечений, вызванных овуляторной дисфункцией.

Данная патология чаще всего встречается у подростков и у женщин в перименопаузальном периоде. Патофизиологической основой развития дисфункциональных кровотечений, как известно, являются нарушения в работе звеньев гипоталамо-гипофизарно-овариальной оси.

Новые рекомендации разработаны после тщательного изучения доступных данных клинических исследований или других документов, опубликованных в течение последних 24 лет. В случае недостаточности данных по тому или иному вопросу, комиссия основывалась на собранных мнениях экспертов в данной области.

Подводя итог проделанной работе, эксперты комиссии утверждают, что после полного диагностического обследования пациентки и исключения структурной патологии и патологии эндометрия, терапия первой линии нерегулярных кровотечений базируется на понимании причины этой патологии в овуляторной дисфункции.

Новые рекомендации включают следующие основные пункты:

  • Хирургическое лечение показано лишь в случае невозможности проведения консервативной терапии (к примеру, плохо переносится пациенткой или противопоказана).
  • Не следует на первичных этапах проводить аблацию эндометрия, т.к. эта процедура впоследствии может затруднить и даже сделать невозможным использование других методов для мониторинга эндометрия.
  • Прогестиновая терапия с использованием внутриматочных систем (ВМС) с высвобождением левоноргестрела эффективна и показана для лечения пациентов всех возрастных групп. Среди эффективных пероральных препаратов прогестинов можно выделить: медроксипрогестерона ацетат, мегестрола ацетат, норэтиндрона ацетат и депо медроксипрогестерона ацетат. Комбинированные контрацептивы, содержащие в своем составе эстроген и прогестерон также эффективны.
  • Для взрослых девушек, достигших 18 лет, краеугольным камнем в лечении являются низкодозовые комбинации гормональных контрацептивов (20-35 μg этинилэстрадиола).
  • Женщины возрастом от 19 до 39 лет в основном хорошо отвечают на терапию низкими дозами комбинированных контрацептивов или на прогестиновую терапию. Если женщина отмечает особенно тяжелые менструальные кровотечения или гемодинамически нестабильна, может быть успешным применение высоких доз эстрогенов.
  • У женщин 40 лет и до менопаузы, консервативное лечение сводится к прогестиновой терапии, низким дозам пероральных контрацептивных препаратов, применению ВМС с высвобождением левоноргестрела или циклической гормональной терапии. В данной группе пациенток главными целями лечения являются не только прекращение нерегулярных кровотечений, но и уменьшение перименопаузальных симптомов (приливы, ночные поты, вагинальная атрофия).
  • Неэффективность консервативной терапии — сигнал к проведению повторного обследования с визуализацией (гистероскопия и др.).
  • При необходимости проведения биопсии в целях диагностики гиперплазии эндометрия или рака, офисная диагностическая гистероскопия предпочтительнее процедуры расширения цервикального канала и выскабливания по причине своей меньшей агрессивности, большей безопасности и экономичности. Однако, в результате офисной биопсии мы получаем меньше образцов и, следовательно, существует опасность упустить патологию матки, в частности злокачественную патологию.
  • Если функция деторождения завершена, женщине с неэффективной консервативной терапией показана гистерэктомия без сохранения шейки матки.

Обновленные рекомендации пришли на смену предыдущим, которые были включены в Практический Бюллетень 14, опубликованный еще в марте 2000г. С подробностями нового документа можно ознакомиться в июльском номере журнала «Obstetrics & Gynecology».

Источник: Practice Bulletin No. 136: Management of Abnormal Uterine Bleeding Associated With Ovulatory Dysfunction. Obstet Gynecol. 2013;122:176-185.

(0)