ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

  • Интернист
  • Статьи и публикации
  • Употребление больших количеств алкоголя в течение непродолжительного периода приводит к ухудшению функции эндотелия у молодых лиц
ПУБЛИКАЦИИ

Употребление больших количеств алкоголя в течение непродолжительного периода приводит к ухудшению функции эндотелия у молодых лиц

Предпосылки к проведению исследования

Известно, что уровень потребления алкоголя один из самых высоких среди студентов и лиц от 18—25 лет. Однако ранее не изучалась функция эндотелия мелких и крупных сосудов у молодых лиц, у которых имеются указания на повторные эпизоды употребления больших доз алкоголя в течение непродолжительного периода (УБДАНП; в течение 2 часов употребление 5 или 4 стандартных доз алкоголя или более у мужчин и у женщин соответственно).

Цель исследования

Проверить гипотезу о том, что у молодых лиц, частое употребление больших доз алкоголя в течение непродолжительного периода приводит к ухудшению функции крупных и мелких сосудов и увеличению факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) по сравнению с их сверстниками, которые не употребляют алкоголь.

Структура исследования

Одноцентровое одномоментное обсервационное исследование.

Материал и методы исследования

В исследование было включено 36 здоровых учащихся городского университета 10—25 лет. В основную группу включили 17 участников (11 мужчин и 6 женщин), которые часто употребляли большие дозы алкоголя в течение непродолжительного периода, а в группу контроля 19 участников (10 мужчин и 9 женщин), которые не употребляли алкоголь. Употребление больших доз алкоголя в течение непродолжительного периода определяли как хотя бы один эпизод употребления в течение 2 часов 5 или 4 стандартных доз алкоголя или более для мужчин и у женщин соответственно за последние 2 недели. Под отсутствием употребления алкоголя понимали употребление не более 1—5 стандартных доз алкоголя в течение последнего года.

Критерии исключения: наличие в анамнезе сахарного диабета, артериальной гипертонии, беременности; сердечно-сосудистого заболевания или осложнения ССЗ; заболевания щитовидной железы; опухоли гипофиза; генетических заболеваний, которые приводят к развитию инвалидности; подагры; наркомании или токсикомании; а также индекс массы тела 30 кг/м2 или более. У всех больных определяли уровень липидов в крови натощак, инсулина и глюкозы, выполняли развернутый клинический анализ крови, определяли концентрацию С-реактивного белка и концентрацию алкоголя в крови. Кроме того, измеряли артериальное давление в покое (АД), регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС), насыщение артериальной крови кислородом и температуру тела. Помимо этого выполняли биопсию жировой ткани ягодичной мышцы с последующим выделением резистивных артерий для проведения экспериментов с перфузией микрососудов.

Уровень потребления алкоголя (характер и частоту) оценивали с помощью модифицированного варианта анкеты для выявления употребления больших доз алкоголя в течение непродолжительного периода, которая состоит из 6 вопросов. Кроме того, участникам задавали 3 дополнительных вопроса о типе потребляемого алкоголя, наличие в семейном анамнезе указаний на злоупотребление алкоголем и о продолжительности УБДАНП. У участников основной группы на основании данных о последнем эпизоде употребления больших доз алкоголя в течение непродолжительного периода рассчитывали скорость потребления алкоголя в граммах в час, как частное от деления общего числа граммов потребленного алкоголя и времени, в течение которого такое количество было потреблено).

Зависимую от потока дилатацию (ЗПД) плечевой артерии оценивали в утренние часы натощак с помощью одного из стандартных методов. Ответную реакцию на применение нитроглицерина использовали для оценки не зависимой от эндотелия вазодилатации. Скорость сдвига потока рассчитывали как частное от деления скорости кровотока (см/с) и диаметра артерии (см).

Полученные с помощью биопсии жировой ткани в области ягодичных мышц резистивные артерии (с диаметром примерно 150 мкм) изолировали и конюлировали в среде с раствором, имеющем pH=7,40. Оба конца сосуда перевязывали и поддерживали давление внутри сосуда на уровне 20 мм рт.ст. в течение 30 мин, после чего давление внутри сосуда постепенно повышали до 60 мм рт.ст. еще в течение дополнительных 30 мин. Затем препараты изучали с помощью видеокамер с выведением изображения на мониторы. В течение последующего 30-минутного периода калибровки сосуды подвергались воздействию сосудосуживающего вещества (с уменьшением просвета артерии на 30—50% от исходного); с такой целью использовали раствор эндотелина-1 — ЭТ-1 (в окончательной концентрации 100 пкмоль/л) и оценивали зависимость между его дозой и ответной реакцией на введение ацетилхолина (АХ) и нитропруссида натрия как источника оксида азота (NO). После введения каждой дозы вазодилататора измеряли максимальный диаметр просвета артерии. Ответную реакцию на введение ацетилхолина оценивали как в отсутствие, так и в присутствии ингибитора NO-синтазы N-нитро-L-аргинин метил эфира (L-NAME —N-Nitro-L-Arginine Methyl Ester). Максимальную ответную реакцию на введение папаверина оценивали в конце применения каждой дозы АХ. Кроме того, в ходе выполнения отдельного эксперимента оценивали сосудосуживающую ответную реакцию на эндотелин-1.

Основные результаты

Клинические и демографические характеристики участников основной и контрольной групп в целом статистически значимо не различались, но в основной группе была более высокая вероятность принадлежности к европеоидной расе (p=0,004). Лабораторные показатели также статистически значимо не различались между группами. В основной группе средняя продолжительность периода после последнего эпизода употребления больших доз алкоголя в течение непродолжительного периода достигала 65±11 лет. Скорость потребления алкоголя в этой группе составляла 34±7 г/час. В течение месяца до начала исследования в основной группе среднее число эпизодов УБДАНП достигало 6±1. Средняя продолжительность периода употребления алкоголя, соответствующего УБДАНП, составляла 4,0±0,6 года.

За исключением исходного диаметра плечевой артерии при оценке зависимой от потока дилатации и изменения скорости сдвига, другие характеристики артерий статистически значимо не различались между группами. Нестандартизованные показатели зависимой от потока дилатации и дилатации, зависимой от введения нитроглицерина, были статистически значимо меньше в основной группе по сравнению с группой контроля (p=0,022 и 0,009 соответственно). По данным анализа, выполненного с учетом исходного диаметра плечевой артерии, сохранялись статистически значимые различия между группами по этому показателю, но эффект становился несколько менее выраженным. Выраженность эффекта (квадрат эта) достигала 0,25 (при 95% ДИ от 0,023 до 0,47) для показателя ЗПД и 0,61 (при 95% ДИ от 0,32 до 0,74) для дилатации, зависимой от введения нитроглицерина. Кроме того, поскольку в основной группе была выше доля участников европеоидной расы, в ходе выполнения анализа с использованием многофакторной модели с использованием расовой принадлежности в качестве ковариаты оценивали влияние этого показателя на результаты исследования. В ходе такого же анализа оценивали влияние возраста и пола. Во всех случаях для оцениваемых ковариат не было отмечено статистически значимого эффекта.

Вызванная введением ацетилхолина дилатация резистивных артерий статистически значимо не различалась между группами (p=0,365). В присутствии L-NAME в группе контроля подавлялась дилатация, обусловленная введением АХ (p=0,002), а в основной группе этого не происходило (p=0,155). Дилатация, вызванная введением нитропруссида натрия, статистически значимо не различалась между группами (p=0,948). При использовании эндотелина-1 в различных концентрациях было отмечено статистически значимое усиление ответной реакции в основной группе по сравнению с группой контроля (p=0,002). Полумаксимальная эффективная концентрация (EC50), которая характеризует мощность действия лиганда, для эндотелина-1 была статистически значимо выше в основной группе по сравнению с группой контроля (9,4±0,1 и 8,7±0,3 нмоль/л соответственно; p=0,032).

Выводы

У молодых в целом здоровых лиц, имеющих указания на употребление больших доз алкоголя в течение непродолжительного периода, могут рано выявляться признаки повышенного риска развития осложнений сердечно-сосудистых заболеваний.

Источник: Goslawski M., Piano M.R., Bian J.T., et al. Binge Drinking Impairs Vascular Function in Young Adults. J Am Coll Cardiol. 2013 Apr 23. pii: S0735-1097(13)01586-6. doi: 10.1016/j.jacc.2013.03.049. [Epub ahead of print]

(0)