ИНТЕРНИСТ

Общественная Система
усовершенствования врачей

ПУБЛИКАЦИИ

Закон «О раскрытии суммы вознаграждений, получаемых врачами»

В июле 2013 года в США проходили финальные чтения по вопросам закона «О раскрытии суммы вознаграждений, получаемых врачами», впервые предложенного еще в 2009 году. Согласно постановлению Конгресса США, начиная с 1 августа 2013 года фармацевтические компании и компании по изготовлению медицинского оборудования должны предоставлять отчет в центры государственной медицинской помощи США (Centers for Medicare & Medicaid Services, CMS) о вознаграждениях, направленных дипломированным врачам или в клинические больницы. Кроме того, создающаяся база данных будет содержать сведения относительно собственности и объектов инвестирования каждого врача и его ближайших родственников. Вся эта информация станет доступной для общественности начиная с 30 сентября 2014 года.

Исходя из этих данных, главной целью закона «О раскрытии суммы вознаграждений, получаемых врачами» является обеспечение большей «прозрачности» финансовых взаимосвязей между фарминдустрией и практикующими врачами. Ожидается, что принятый закон повлияет как на поведение врачей, фармкомпаний и компаний по производству медицинского оборудования, так и на пациентов и страховые компании.

Так, пациенты, сотрудники страховых компаний и др. смогут исследовать детали доходов врачей в их денежном и других эквивалентах, превышающих $30. Стоит отметить, что понятие вознаграждений включают в себя доходы от консультативной работы, авторские гонорары, благотворительные взносы, компенсации лекторам, принимающим участие в работе встреч по проведению непрерывного медицинского образования, исследовательские гранты, подарки, еду, путешествия, ценные бумаги и средства на расходы по образованию.

Что касается программ непрерывного медицинского образования (CME), существует следующая оговорка. Если деятельность СМЕ аккредитована Американской Академией Непрерывного Медицинского Образования (AACME, American Academy of Continuing Medical Education), Американской Академией Семейных Врачей (AAFP, American Academy of Family Physicians), Американской Диабетической Ассоциацией (ADA, American Diabetes Association), Американской Медицинской Ассоциацией (AMA, American Medical Association), или Американской Ассоциацией Хирургов-Ортопедов (AOA) отчет не требуется, поскольку в этом случае у фармкомпании нет возможности платить напрямую лектору или выбирать лекторов из списка.

Интересно, что из требований отчетности исключены получаемые образцы продуктов, краткосрочные кредиты на оборудование перед покупкой, образовательные материалы для использования совместно с пациентами или для пациентов.

Не секрет, что некоторая часть вознаграждений врачам приходится на долю консультативной и исследовательской работ, связанной с разработкой и внедрением новых лекарственных средств. Однако наиболее часто подарки в денежном и других эквивалентах предоставляются с целью изменить шаблон поведения врачей в том или ином случае. Было показано, что даже маленький подарок может привести к «тонкому» изменению профессионального поведения среди врачей. Национальный Американский Опрос врачей в 2009г. выявил, что 71% врачей получали подарки от фарминдустрии. Результаты исследования, проведенного в штате Массачусетс, в котором уже давно действует правило для фармкомпаний докладывать о вознаграждении врачам более $50, показали, что в период с июля 2009г. по декабрь 2011г. фарминдустрия оформила 32 227 вознаграждений в пользу 11 734 врачам общей суммой $76,7 миллионов, 88% из которых были направлены за консультативную и лекторскую активность.

При отдаленном рассмотрении нового закона видно, что воздействие на каждое звено фармкомпания – врач – пациент – страховая компания неизбежно, хотя характер грядущих изменений несовсем ясен, а реализация закона поставила перед обществом ряд новых вопросов. К примеру:

  • будут ли пациенты исследовать базу данных перед встречей со своим лечащим врачом?
  • будут ли врачи менять свое поведение, чтобы не фигурировать в базе данных?
  • будет ли идентификация врачей в базе данных воздействовать на их репутацию?
  • является ли такая политика началом допустимого вовлечения индустрии в лечебный процесс?
  • не грозит ли этот закон негативному влиянию на разработку новых лекарственных средств?
  • приведет ли в итоге изменение отношений между врачем и фарминдустрией к сбережению средств национального здравоохранения?

Источники:
1. José G Merino. The Physician Payment Sunshine Act. BMJ 2013;347:f4764 doi:10.1136/bmj.f4764
2. Shantanu Agrawal, M.D., Niall Brennan, M.P.P., and Peter Budetti, M.D., J.D. The Sunshine Act— Effects on Physicians. N Engl J Med 2013; 368:2054-2057,2013 DOI: 10.1056/NEJMp1303523

(0)